Новости Одессы и Одесской области

Как «Одесская жизнь» нашла трость Бени Крика

Как «Одесская жизнь» нашла трость Бени Крика

 

Вещи обладают удивительной способностью сохранять дух времени, передавать его содержание и суть. Они являются своего рода накопителями энергии столетий, молчаливыми свидетелями эпохи. «ОЖ» разыскала обладателя трости знаменитого одесского налетчика Бени Крика. Им оказался потомственный одессит, граф, юрист и дипломат Леонид Яровенко. Он рассказал нам о самой раритетной вещи, ее мистическом влиянии на судьбу и о том, почему на ее рукоятке сохранились вензеля … Александра Пушкина…
 
Звонок таинственного инкогнито
Возможно, этого материала и вовсе не случилось бы, если бы в редакцию «Одесской жизни» не позвонил инкогнито и сообщил, что знает человека, у которого хранится трость… Бени Крика. Поначалу я подумал, что наш доброжелатель, так сказать, не совсем адекватен. Ну посудите сами, как можно обладать вещью человека, которого никогда не существовало? Ведь ни для кого не секрет, что Беня Крик — это герой нетленных «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. 
На самом деле Леонид Александрович Яровенко оказался вполне реальным и очень приятным человеком, имеющим сразу несколько образований: историческое, юридическое, техническое и музыкальное… 
 
Трость Пушкина в руках Япончика
Когда я пришел к нему домой, Леонид Яровенко пригласил меня присесть и сразу же спросил: так что, принести тросточку? Я ответил утвердительно и уже через минуту держал в руках настоящий раритет, изготовленный в 1912 году. 
— Вас может ввести в заблуждение дата, на самом деле этой трости намного больше лет, — улыбнувшись сказал Леонид Александрович. — В свое время эта вещь принадлежала Александру Сергеевичу Пушкину.
Вот тебе и поворот, шел увидеть трость легендарного налетчика, оказалось, что она принадлежала великому русскому поэту. Простите, но причем здесь Беня Крик?
— Обладателем этой трости я стал в 1994 году, мне ее подарил очень серьезный коллекционер за оказание юридических услуг, — вспоминает Леонид Яровенко, — говоря о Бене Крике мы, конечно, имеем в виду вполне реального человека Михаила Винницкого, которого весь мир знает по кличке Мишка Япончик. Ни для кого не секрет, что именно этот персонаж и стал прототипом бабелевского Бени Крика. В то время каждый обладатель раритетной и дорогой вещи оставлял на ней свои вензеля. Вот они: М.В, означающие «Михаил Винницкий» и «Мишуля», как его ласково называли близкие и друзья. А вот и дата обретения им трости — 1912 год. Но самое интересное в другом, Япончик также получил ее в подарок от коллекционера. А в свое время трость была собственностью Александра Пушкина. Вот его вензеля, они из другого металла. Я сам историк по образованию, но конечно же встречался с опытными пушкиноведами, которые подтвердили подлинность истории этой трости. 
 
И ходить помогала и музыку вернула
Леонид Яровенко признается, что с появлением в его жизни раритетной трости, он ощутил в себе прилив новых сил. По его мнению, дух времени, который несет в себе старинная вещь, просто так не проходит. 
— К счастью, никаких плохих мистических моментов она мне не принесла, — улыбается он, — однако с ее появлением я стал больше времени уделять музыке и прекрасному вообще. Я вспомнил, что я не только юрист и дипломат, но еще и музыкант. Открыл литературно-музыкальное кафе. В конце концов, некоторое время я пользовался ею собственно для ходьбы. У меня были серьезные проблемы с ногой, к счастью, сейчас я нормально хожу и эта трость лежит на полке как украшение. 
На мой вопрос, каким он видит будущее бесценного раритета, Леонид Яровенко, отвечает с улыбкой: любоваться вещью, если надо использовать по назначению. 
— Вы спрашиваете, пытались ли у меня ее купить или отобрать, — рассуждает он. — Купить пытались, приезжал серьезный коллекционер из Москвы, предложил стартовую цену в пять тысяч долларов, но я сказал, что есть вещи, которые не продаются. А насчет отобрать… вряд ли кто-то может что-то у меня отобрать…
 
 

Одессит, граф, писатель...
Леонид Яровенко родился 7 февраля 1959 года в Одессе, потомственный граф. В юности занимался спортом, является камэсом по плаванию и боксу. Имеет четыре образования: юридическое, техническое, техническое и историческое. В настоящее время занимается юриспруденцией (директор адвокатской конторы «Спарта») и дипломатией (министерство юстиции Мальтийских Федераций). Автор книги собственных рассказов об Одессе «Так все и было…»  
 
Не Мишуля, а Моисей
Далеко не все историки разделяют мнение о том, что данная тростью действительно могла принадлежать одновременно Пушкину и Винницкому. К числу таковых относится кандидат исторических наук, заведующий кафедрой новой и новейшей истории ОНУ им. Мечникова Игорь Шкляев.
— Я не видел эту трость, но по рассказам у меня возникает большое сомнение, — говорит историк. — Сначала по Пушкину. Эта трость — деревянная, а великий русский поэт носил тяжелую железную трость. Он регулярно прокручивал ее в руках, чтобы развивать твердость руки, необходимой для меткой стрельбы из пистолета на дуэлях. 
Что же касается Михаила Винницкого, то в 1912 году он никак не мог получить трость, так как в это время сидел в тюрьме, будучи мелким воришкой. Следовательно, трость попала к нему значительно позже. Ну а в 1917-1918 годах ему уже никто не назвать «Мишулей», так как это был могущественный король уголовного мира. К тому же, сам она называл себя Моисеем, а не Михаилом. Скорее всего, это действительно трость, сделанная в то время, возможно, он даже держал ее в руках, но утверждать, что это была его личная вещь, я бы не стал.    

Ростислав Баклаженко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей
12 лет назад

Очень хороший человек! Очень уважаю!!!

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции