Одесская Сотка — это первое спортивное мероприятие, которое сочетает в себе соревновательную и патриотическую составляющие.
Оно приурочено ко дню освобождению Одессы от нацистов. Начиналась Сотка как туристический переход, позже добавилось велосипедное ралли, а еще позже и зачет по сумме двух дистанций – «Железный человек». Победителем считают каждого, кто преодолел дистанцию в установленное время: Велосотку за 10 часов, а пешеходную за сутки. Призы участники получают от газеты «Вечерняя Одесса».
В нынешнем году Одесская Сотка собрала 2 053 участника: 1762 из них вышли на велоралли и 291 атлет принял участие в пешеходной Сотке (финишировали 165 участников).
«Одесская жизнь» собрала некоторые интересные цифры и факты из истории Одесской Сотки.
В 1974 году состоялась первая Одесская Сотка – туристический пеший переход «100 километров за 24 часа по Поясу Славы».
В 1983 году была организована первая Одесская Велосотка – «100 километров по Поясу Славы за 10 часов».
С 1986 года участие в «Одесской Сотке» стало платным (8 рублей) – впервые в Советском Союзе.
В 1987 году был объявлен зачет по сумме двух дистанций – забег на 100 км и велосотка. Этот марафон получил название «Железный человек», как первый всесоюзный триатлон. В субботу стартовал забег, а в воскресенье, после отдыха, — заезд. Позже «Железный человек» дважды видоизменялся: с 2005 года атлеты должны были сразу после окончания бега одолеть велосотку. Новшество ввел Анатолий Потанейнко (Анадырь). А с 2016-го участники после вело-100 бежали 85 км (беговая трасса без первых 15 км).
В 2014 году «Железные люди» не соревновались, поскольку забег и велозаезд стартовали с недельным перерывом.
Участники
В 80-е годы в пешей Сотке принимали участие около 2500 человек. Сейчас участников стало значительно меньше – около 500. 84 человека приняли участие и финишировали в первой Велосотке в 1983-м году. В следующем году участников было в три раза больше, а 1986 году, когда впервые был объявлен платный старт, — 900.
Трасса
Раньше трасса ралли пролегала по окружной дороге. С 2010-го года маршрут проходит по юго-западному сектору обороны Одессы 1941-го года, по Беляевскому и Овидиопольскому районам. 104,5 км – от парка Шевченко до финиша на 411-й Батарее, из них 4,5 – до официального старта на ул. Химической.
Трасса пешеходной Сотки отличается от раллийной. В течение времени она также претерпела изменения. Последние годы она начинается в парке Шевченко, проходит вдоль моря через 411-ю батарею, Санжейку, Овидиополь, Прилиманское, пгт Таирово и финиширует на 411-й батарее. Общая протяженность пути колеблется от 96 до 108 км по показаниям трекеров разных участников.
Самые лучшие
- Самое лучшее время пешеходной Сотки – 6 часов 14 минут (неофициальный мировой рекорд) – показал Виталий Ковель в 1984 году.
- Самое лучшее время Велосотки – 2 часа 19 минут — было установлено в 1989 году.
- Первые победители пешеходной Сотки – Владимир Мамчич и Владимир Скороденок (среди мужчин) и Галина Стеценко (среди женщин).
- Первые победители Велосотки – Михаил Стаханов и Эдуард Онищенко — финишировали обнявшись в 1983 году.
- Первый «Железный человек» – Николай Ильин, 1987 год.
- Первая «Железная леди» – Ирина Попова, 2009 год.
- Самый массовый старт «Железного человека» был в нынешнем, 2019, году — 34 участника, финишировали 27: 24 мужчины и 3 женщины.
- Самый массовый старт Одесской Велосотки – 2000 человек, 2012 год.
- Самая международная Велосотка объединила участников из 13 стран в 2012 году.
- Анастасия Дойникова, 79 лет – самая старшая участница Велосотки, 2018 год.
- Сергей Богуславский, 78 лет – самый старший спортсмен Велосотки, 2019 год. В 2014м году немецкий спортсмен одолел Велосотку на одноколесном железном коне.
- Победителем в 10 стартах Сотки стал Анатолий Потанейнко, Анадырь.
- Победительницами в 6 стартах пешеходной Сотки в разные годы стали Наталья Мариморич (с 1976 по 1985-й), Одесса и Елена Шевченко (с 2010 по 2018 гг.), Одесса.
- Одессит Петр Ключник принял участие в 45 из 46 пеших Сотках. Сейчас ему 80 лет. За ним даже закреплен персональный номер – 001.
Списки первых ста финишировавших велосипедистов и пешеходов, а также «Железных людей», и развернутый репортаж читайте в газете «Одесская жизнь» № 15. Он поступит в продажу в магазины торговых сетей «Таврия», «Копейка», «Сильпо» 10 апреля.
Фото: Анатолий Вакуленко, Анастасия Лесовикова
Я тоже принимал участие. Было супер. За долгое время была хорошая погода в этот день и даже ветра толком и не было, прям все сопутствовало велосотке. Я прикрепил к шлему gopro и поехал, единственное, что не расчитал это заряд… в след раз надо будет сразу купить себе зарядное устройство — https://wazza.com.ua/zaryadnye-ustroystva-i-kabeli/ потому что я немного расстроился, что камера по сути половину и не сняла(
Курсанты ОВИМУ были лучшими, хотя и не самыми быстрыми. Я с ребятами пробежали часиков за 13 с копейками. Судоводам 15-й роты САЛЮТ !!! Пробежать снова — не мечтаю, годы не вернуть. Я мечиаю об одном — о возобновлении дружбы с Россией !!! Слава ВМФ РФ (СССР) !!!