Новости Одессы и Одесской области

Одессе и окрестностям угрожают оползни

Одессе и окрестностям угрожают оползни

оползень в Фонтанке. 2017 г.«Одесская жизнь» пытается ответить на главные вопросы — будет ли продолжаться оползневый процесс, какой район побережья под угрозой, что надо сделать, чтобы укрепить берег?

 

Отчего берутся оползни?

Для того, чтобы понять причину оползней на одесском побережье, нужно посмотреть на это побережье в профиль — как на разрезанный торт. И вот что мы увидим.

Под верхним слоем чернозема — довольно толстый, несколько метров, слой суглинка. Суглинок в сухом виде необычайно прочен и устойчив, но зато, когда он накапливает воду, то становится мокрым, скользким и пластичным.

Под суглинком — слой глины. Это водонепроницаемый слой. И поэтому накопившаяся в суглинке вода ищет выход — и находит тремя путями. Либо через какие-либо трещины и разломы в глине вода идет ниже. Либо — вбок, в речки, овраги, балки или морское побережье. Либо же, не имея выхода, вода в суглинке накапливается, что приводит к подъему грунтовых вод, затоплению подвалов и прочим «прелестям».

Уже под глиной располагается толстый слой камня-известняка. Это бывшие морские отложения, накопившиеся миллионы лет назад.

А теперь представим, что будет, если накопившаяся в суглинке вода не имеет выхода, но рядом находится обрывистый берег. Этот суглинок берет и просто под собственной тяжестью и тяжестью скопившейся в нем воды съезжает с обрыва вниз — получается оползень.

В естественных условиях на одесском побережье Черного моря такие оползни случались раз в 100-300 лет. После возникновения города и больших сёл с водопроводом частота оползней увеличивается в 5-10 раз. Берег в таких населённых пунктах наступает на море — постепенно сползает и «отвоевывает» метр за метром. Исключение — побережье между Днестровским лиманом и Дунаем, где слой известняка находится очень глубоко, и там наоборот — море наступает на берег, постоянно подмывая мягкие слои глины и суглинка, «съедая» таким образом по метру-два и более в год.


Оползни — это не наступление моря на берег, а наступление берега на море

 

Оползни провоцируют люди

оползень в Фонтанке. 2017 г.Как ни странно, но оползни, подобные тому, что был в Фонтанке, наблюдаются только на освоенных человеком и застроенных местах. Даже в Одессе, отмечает Юрий Верба, береговые оползни до второй половины XIX века были крайне редким явлением. Скорее наоборот — здесь берег был крайне стабилен. От морских волн его «держали» огромные глыбы известняка, а происходившие раз в несколько столетий обрушения обрывистой верхней кромки берега постепенно создали ландшафт, в котором маленькие бухточки с естественными пляжами соседствовали с каменистыми мысами и грядами.

Активизировались эти процессы после того, как, с одной стороны, побережье стало застраиваться различными дачами, особняками и усадьбами, а с другой — в Одессу провели водопровод. Все это в комплексе привело к тому, что верхний слой суглинков стал усиленно накапливать воду — и, как мы отмечали выше, периодически сползать.

оползень на Ланжероне. 1918 г.Непосредственно в Одессе это привело к серии крупных оползней, на которые обратили внимание. Это и оползень 1897 года в Отраде, 1918 года на Ланжероне, уничтоживший улицу Черноморскую, и серия оползней в районе дачи Маразли и санатория имени Чкалова, продолжавшихся там до начала 1960-х, оползень на 11-й Фонтана 1936 г., и знаменитый оползень на 13-й станции Фонтана 1956 г., после которого пришлось переносить линию трамвая, и ряд других.

оползень в Отраде. 1917 г.Аналогично, на незастроенных участках побережья между Одессой и Коблево оползни происходят очень редко. Но в пределах расположенных вдоль берега населенных пунктов — Крыжановки, Лесков, Фонтанки, Вапнярки, Новой Дофиновки, Черноморского, Южного, Сычавки, везде существует оползневая опасность.

Причина, по словам эксперта, очень проста — освоение человеком территории приводит к обводнению суглинков с последствиями в виде повышения уровня грунтовых вод и оползней. Здесь в различных сочетаниях встречаются и текущие трубы водопровода, и отсутствие канализации с фильтрацией из выгребных ям, и протечки в канализационных трубах, и уменьшение испарения или естественного стока воды из-за застройки и асфальтирования территории.

Таким образом, мы приходим к выводу — в Северном Причерноморье освоение побережья практически всегда приводит к оползням.


Оползни на одесском побережье наблюдаются только на освоенных и застроенных человеком территориях

Как бороться с оползнями

Для эффективной борьбы с оползнями нужно, в первую очередь, понимать причины их возникновения. И практика показывает, что оползни в Одессе и других населённых пунктах области происходят в основном из-за вызванной человеком излишней влажности суглинковых и лессовых грунтов и лишь во вторую очередь из-за размывающей работы моря. Спровоцированные подтоплением оползни часто перемещают к морю так много глинистых грунтов и известняка, что море просто не успевает как прежде размывать их. В результате берег нарастает, а море отступает. То есть — не море «съедает» берег, а берег постепенно «наползает» на море.

Кроме того, нужно понимать, что есть понятие берегозащиты, когда берег защищается от воздействия моря, и есть понятие берегоукрепления — более общего характера, включающее в себя одновременно и комплекс мер по противодействию оползням, и вышеупомянутую берегозащиту.


Основные элементы советского берегоукрепления сохранили огромный запас прочности

 

В Одессе в свое время сделали немало — речь идет о комплексе берегоукрепительных сооружений от Ланжерона до Большого Фонтана, оказавшихся самыми дорогими в мире. Вкратце этот комплекс выглядит так.

оползень в Отраде. 1964 г.Опасность обрушения склонов ликвидирована их уполаживанием — крутые обрывы попросту срезали и устроили более-менее пологие склоны с террасами. На большей части первой очереди работ от Ланжерона до Аркадии склоны получились более пологими и с большим количеством террас — поэтому их удалось превратить в полноценный парк и, заодно, использовать деревья как дополнительный фактор берегоукрепления. А вот со склонами от Аркадии до Большого Фонтана получилось хуже — их сделали слишком крутыми. В итоге на них почти не прижились деревья. А все из-за стремления свести к минимуму потерю ровной территории по верхней кромке склонов — против чего стеной стояли владельцы приусадебных участков и руководство расположенных там санаториев и баз отдыха, часто принадлежащих весьма влиятельным ведомствам.

Опасность перенасыщения грунта водой попытались ликвидировать созданием двух систем дренажа. Для отвода поверхностных стоков после сильных дождей проложили целую систему лотков, водостоков и т.п. сооружений. А для стока подземных вод соорудили по технологиям метростроя длинные галереи, которые перехватывали воду текущую в известняках, а сверху в них по системе вертикальных фильтроскважин стекала вода из вышележащих суглинков. А затем эта вода уходила в море через штольни и специальные водосбросы. Однако, отмечает Юрий Верба, эффективность системы вертикальных фильтроскважин изначально оценивалась примерно в 30% — то есть, более двух третей излишних подземных вод оставались.

Непосредственно защиту берега от воздействия моря выполняли волноотбойно-подпорные стенки, песчаные пляжи, устроенные между короткими перпендикулярными берегу бунами. Со стороны моря оголовки бун замыкались параллельными берегу подводными волноломами, заглублёнными на полметра ниже уровня моря. К сожалению, по мнению Юрия Вербы, буны построены недостаточной длины, а волноломы вообще оказались малоэффективны и во многих местах просто вредны. По этим причинам многие одесские пляжи очень быстро размываются и их поддержание в минимальном объеме обходится очень дорого. Не смотря на эти недостатки созданная в 1960-80-е гг. система берегоурепления Одессы оказалась самой дорогой в мире. При расчетном сроке «жизни» в 25 лет сейчас этот срок превышен вдвое и более, но основные элементы советского берегоукрепления сохранили огромный запас прочности.

Самой лучшей системой берегозащиты в мировой практике считаются пляжи расчетной ширины — такой, которая исключает влияние волн на сам берег.

На будущее же эксперт предлагает применять те технологии берегоукрепления, которые будут минимально воздействовать на естественное состояние побережья и, одновременно, быть максимально дешевыми.

К сожалению, в нашей стране сложилась такая ситуация, когда берегоукрепление проектируют не исходя из необходимости, а исходя из интересов максимального освоения средств как подрядчиками, так и проектировщиками. И это порождает совершенно излишние объемы работ, излишнюю стоимость при сомнительном конечном результате, — подчеркивает Юрий Верба.

Возможно, что именно такой подход в условиях ограниченности средств у бюджетов всех уровней, рано или поздно приведет к воплощению в жизнь наиболее оптимальных с точки зрения «стоимость — эффективность» решений в деле спасения нашего побережья от оползней. Мировая берегозащитная практика давно выработала более эффективные, менее дорогие и более ориентированные на нужды отдыхающего на берегу человека методы берегозащиты чем те, которые доминируют сегодня в Одесской области.

Александр Вельможко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции