Торговая… Пожалуй, редко отыщется еще такая улица в Одессе, которая бы столь точно соответствовала своему названию.
Ее неизменно называли Торговой даже в те времена, когда она официально именовалась ул. Красной гвардии. Да, на Торговой, прежде всего, торгуют. Всем! Может, все дело в том, что именно здесь находится главный вход на старейший Новый рынок?
Шо за номер?
Здесь вы не встретите такого невероятного количества уличных указателей, как на Нежинской. С указателями и табличками с номерами домов на Торговой вообще не очень – их мало. И вопрос «Шо это за номер?» на этой исторической улице зачастую остается открытым, хотя жилых домов тут много.
Но практически все они «прикрыты» лотками, людьми, торгующими с ног и рук, и даже бабулей, словно пришедшей в день сегодняшний из советского прошлого: она продает пирожки собственного «сочинения».
Другая — с носочками-гольфами — торгует прямо в терминале, где «меньше дует ветер». Что-то продающие бабули, дедули — это особая примета сегодняшней старой улицы, где, впрочем, торговле все возрасты покорны.
При этом отметим: изюминка улицы состоит в том, что она, в общем, не очень длинная, словно поделена на две части: от Старопортофранковской до Пастера — здесь кипит обмен товара на деньги и наоборот, от Пастера до бульвара Жванецкого торговля замирает и начинается так называемая тихая прогулочная зона.
Вспоминая Геракла
Нумерация домов идет именно отсюда, из тишины, и если вы хотите отыскать какие-нибудь памятники (улица ведь очень старая), то, кроме недавно появившейся Базарины у входа в корпус на Новый рынок, ничего подобного вы не отыщете. Кстати, Базарину мы увидели на сей раз раздетой: ставшее декабрьской модой утепление котов-памятников и волна воровства их мини-шапочек и шарфиков еще раз прославили этот арт-объект. Трижды (или больше?) одеваемая Базарина, судя по всему, к Новому году останется все же «оголенной».
Если вам всё же ну очень по душе памятники, то есть смысл заглянуть во двор дома № 3. Да, здесь «жил» одесский Геракл, которого уже нет.
Зато вместо него появился Дельфин, взывающий о доброте. Это такая историческая изюминка Торговой: Геракл, снимавшийся во многих фильмах и вошедший в романы об Одессе, исчез самым нелепым образом (рабочие нечаянно разбили при ремонте дома). Дельфин теперь тоже считается достопримечательностью.
Еще из «памятников» самых свежих: обновленный центральный вход на Новый рынок («Базаръ»!) охраняют орел и лев. Так что можно поднять голову — полюбоваться.
Кусок «тихой Торговой» перерастает в бурный гудящий поток тоже в очень интересном месте: десятки лет здесь так же тихо разрушается огороженное полуживым забором трехэтажное здание с еще сохранившимися огромным «извещением» на крыше: «Парикмахерская, душевые, ванные».
Это, можно сказать, давняя примета Торговой. Неказистая трехэтажка уже столько лет находится именно в таком виде, что даже покажется странным, если ее таки починят или снесут.
Быстрых деньжат? Пожалуйста!
Ну а дальше вы встретите невиданное количество ломбардов-лото-«швидкогрошей». Это, скажу вам, нечто! Такого засилья заведений для получения «быстрых» денег вы не отыщете больше нигде. Одно соседствует с другим и третьим. Десятка полтора, не меньше! Порой получается так, что на одном квартале умещаются сразу три подобных заведения. Вроде как и не Торговая, а Лохотронная, честное слово.
Вот чем еще отличается улица, так это постоянным появлением и исчезновением все новых и новых магазинчиков, парикмахерских и всего такого прочего. Одни въезжают, почти сразу выезжают, появляются новые. Этот процесс здесь подобен потоку. Именно поэтому, вероятно, и рекламные вывески на Торговой соответствующие. Они словно состряпаны на скорую руку.
Вытащить на улицу манекен либо что-то наподобие хозяевам заведений кажется гораздо проще, чем ломать голову над чем-то стационарно-эксклюзивно-шикарным.
Зато мини-объявлений (зачастую тоже написанных наспех, от руки) здесь целое море. «Закрываемся», «Магазин такой-то переехал туда-то», «Мы открылись», «Стали доступнее» и т.д.
Эпистолярный жанр процветает, кстати, и на фасадах: это тоже объявления, казяки-мазяки, похожие на граффити, и так далее.
«Здесь вам не погулять!»
Передвигаться по части бурлящей Торговой надо быстро: люди здесь ходят, в основном, с большими сумками, они обычно торопятся и не расположены дефилировать «гуляющим» шагом. Наблюдается особая озабоченность на лицах. Еще бы: где дешевле мясо — на Новом рынке или в мясном магазине, которых на Торговой немало? Думаете так просто решить подобную проблему, если один и тот же товар можно увидеть сразу в самых разных местах?
Что касается «барахольщиков» на Торговой, то их здесь тоже много. Торговля производится с ног, это такая мини-Староконка, только работающая не по субботам и воскресеньям, а постоянно. Здесь лучше не задавать никаких вопросов, просто смотреть на товар и отчаянно торговаться. А вот цветочные ряды, что занимают огромную часть Торговой — место не для торга, а исключительно с четким пониманием, для чего покупаешь живую красоту.
И не удивляйтесь, если среди цветов вы вдруг отыщете магазинчик с сумками или духами. Здесь это не в диковинку: в кондитерской можно купить алкоголь и сигареты, ну а тех, которые «все по три» и «по пять» — что угодно. В одном из них мне даже предложили «домашнюю сметанку».
Ну а аптека «Шара» отличается не только своим неповторимым названием, но и «фирменными» урнами с перечеркнутой свинячьей мордашкой. Кстати, перед вступлением в год Свиньи я серьезно бы задумалась о другой рекламной картинке для мусорной урны.
Кроме множества аптек, здесь немало и парикмахерских. И все напропалую именуются салонами красоты, даже если там наводят красоту собачкам-кошечкам.
Вы не отыщете на Торговой особой красоты по-одесски. Даже поделенная на два отрезка — тихий и бурно-торговый — улица замирает лишь с наступлением темноты. На ней мало деревьев и той уютной тишины, которая встречается на других старых одесских улицах-закоулках. И, кстати, в летнюю жару она еще и славится далеко не самыми приятными ароматами.
Но как бы новые времена ни старались внести большие изменения в жизнь старых улиц, одно здесь остается неизменным: как громко заявила мне мчащаяся по Торговой дама с огромными сумками, «здесь вам не погулять!». Да, так было и остается: по Торговой не гуляют, на Торговой — торгуют.
Фото автора.