Прагматичные европейцы пристально следят за тем, в каком объеме уплачиваются их страховые взносы. В Украине пока такой «страховой культуры» нет. А зря, ведь сегодня наши пенсии зависят от того, какие перечисления были направлены в Фонд социального страхования Украины, и как долго это делается. Если человек получает большую зарплату, это вовсе не значит, что у него будет высокая пенсия: заработки, с которых не были уплачены налоги, не принимаются во внимание при расчете пенсии. Как проверить свою официальную зарплату и отчислены ли за вас налоги?
Почему это важно?
Сейчас трудовая книжка не подтверждает страховой стаж. Это дает возможность работодателям идти на обман. Запись в трудовую делают, а страховые взносы не уплачивают, или скрывают часть дохода и отчисляют меньше налогов. В итоге можно получить неполный стаж, а следовательно меньшую пенсию. Уверенность в том, что работодатель регулярно и честно отчисляет налоги с заработной платы, означает успешное формирование будущей пенсии.
Где проверить?
Можно обратиться:
- в государственную налоговую инспекцию по месту жительства, в общегородские и районные инспекции, главные управления ГФС в областях;
- в пенсионный фонд (любое районное отделение).
Какие документы нужны?
Для получения информации в налоговых службах понадобятся:
- заявление на выдачу «Справки об источнике дохода»;
- паспорт;
- идентификационный код.
В пенсионном фонде нужно предоставить такой же пакет документов.
В течении 3-х рабочих дней контролирующий орган должен выдать ведомости из Государственного реестра.
Электронное заявление в фискальную службу
Получить данные от налоговых служб можно с помощью интернет-сервиса. Для этого необходимо наличие электронной подписи. На официальном сайте ГФС sfs.gov.ua перейти в раздел «Электронный кабинет»:
- Войти в личный кабинет.
- Идентифицировать себя через электронную цифровую подпись.
- Активировать окно «Заявления, запросы для получения информации», затем строку «Запрос о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по ГРФЛ…»
- Заполнить запрос, подписать личным электронным ключом (процедура подписи такая же, как и процедура входа в личный кабинет.) и отправить.
Обратите внимание, что сведения о доходах и уплаченных налогах в электронном виде предоставляются за последние три года (поквартально), сведения за последний квартал предоставляются через 50 дней после его окончания.
Электронное заявление в пенсионный фонд
В Пенсионном фонде Украины также доступен электронный сервис portal.pfu.gov.ua. Здесь можно узнать рабочий стаж (специальный и льготный) и размеры взносов работодателей. Регистрация на портале возможна двумя способами:
1. Через специальный код, который можно получить в Пенсионном фонде. Далее на сайте в разделе «Портал электронных услуг» зайти в «Личный кабинет» и зарегистрироваться за заявлением. Там указать свою электронную почту, на которую придет письмо для подтверждения регистрации. Подтвердить нужно переходом по ссылке.
2. Через электронную цифровую подпись. После авторизации система перенаправит в личный кабинет, где можно узнать интересующие данные.
Куда обращаться, если работодатель «мухлюет»?
Если вы обнаружили нарушения со стороны работодателя, необходимо обращаться:
- в органы государственной фискальной службы,
- в инспекцию по вопросам труда,
- в полицию и прокуратуру.
Налоговики по заявлению проведут проверку, в ходе которой могут установить факты неполной выплаты предприятием налогов с доходов сотрудников и других обязательных платежей. Предприятие, как минимум, обяжут доплатить необходимые налоги.
Обращение в любой государственный орган должно быть в письменном виде, в нем следует излагать факты нарушения своих прав.
Фото: podrobnosti.ua, politeka.net