По следам литературных героев шагать сложно. Кто его знает, какое место, здание, улица и даже город послужили прототипом какого-нибудь до слез знакомого места, описанного в любимой книге? Что здесь точный адрес? Что вымысел?
Так получилось у меня с 17-й главой «Золотого теленка» И.Ильфа и Е.Петрова, той самой, что называется «Блудный сын возвращается домой».
Блудный сын — это не главный, но «выпуклый» герой романа Адам Козлевич, который, приехав в Черноморск (Одессу) вместе с другими концессионерами, однажды… пропал. И Остап, которому срочно понадобилось авто, то есть, тот самый Лорен-Дитрих, переименованный Бендером в Антилопу-Гну, отправился на поиски Козлевича.
Как гласят строки романа, Козлевич был обнаружен «на постоялом дворе, где, среди пароконных немецких фургонов и молдаванских фруктовых площадок, в навозной каше стояла Антилопа».
А еще мы узнаем из романа, что здесь же находился костел. Более того, авторы-одесситы дают его описание: «… Костел был огромен. Он врезался в небо, колючий и острый, как рыбья кость… Полированный красный кирпич, черепичные скаты, жестяный флаги, глухие контрфорсы и красивые каменные идолы…».
Да мало ли куда могут отправить авторы художественного произведения своих героев, имея полное право поселить в месте, которого на самом деле никогда не существовало! К тому же, будучи уроженкой и прожив большой кусок жизни в этом неповторимо-противоречиво-колоритном районе, я не знала о существовании здесь костела.
Между тем, он есть. Костел находится на окраине Молдаванки, в конце улицы Балковской. Это здание римо-католической церкви — приход Святого Климента, монастырь отцов-паллотинов (один из орденов католической церкви).
Но этот костел внешне никак не подходит под описанный в романе!
Служивший здесь до недавнего времени отец Виктор рассказал:
— Да, этот храм сравнительно новый. А вот в начале двадцатого века здесь был большой приход. В середине тридцатых годов прошлого века храм был уничтожен. В начале девяностых мы начали возведение нового здания прихода Святого Климента. Производилось это практически с «нуля» — на месте развалин.
А что же уничтоженный? Храм Святого Климента (его в Одессе называли Новым и Красным) строился по проекту архитектора Владислава Домбровского. Выдержан он был в готическом стиле, трехкрестным, с двумя колокольнями высотой 64 м. Построен храм из красного кирпича с белыми лепными украшениями. Именно поэтому прихожане прозвали его «красным храмом». Центральные входные деревянные двери с металлической ковкой, декорированные металлическими барельефами на библейские сюжеты, представляли собой настоящее произведение искусства. На сайте Общества католического апостольства читаем: «Советской властью костел был подорван, имущество забрано, а священники расстреляны».
Отыскались в сети и старые фотографии строившегося на века и просуществовавшего всего несколько десятков лет костела.
И вот же что получается: взорванный костел из прошлого — точная копия описанного в «Золотом теленке!». Значит, именно здесь, на Молдаванке, Остап Бендер вел горячие споры с ксендзами в «борьбе» за Козлевича и Антилопу?!
Предполагать, конечно, можно все, что угодно. Тем более, что новый костел построен не совсем на том же месте, где находился прежний, а рядом. Точное место бывшего костела давно заняла «сталинка» на углу Балковской и Заньковецкой (адрес — ул. Заньковецкой, 11).
И все же в романе упоминается именно этот уничтоженный костел на Молдаванке! Одесский краевед и коллекционер Анатолий Дроздовский в соавторстве с Евой Красновой пишут, что «Про Новый костел во имя святого Климента на Балковской улице угол Выгонной (ныне – Заньковецкой) И. Ильф и Е. Петров писали: «…Костел был огромен. Он врезался в небо, колючий и острый, как рыбья кость…».
Ну а позже мне попались исследования дочери Ильи Ильфа Александры, где она сообщает: «Одесский костел, где ксендзы боролись с Остапом за душу Козлевича, — это католический костел Св. Климента (Молдаванка, угол Балковской и Выгонной, против Конной площади), построенный в готическом стиле…».
На этом можно было бы и поставить точку. Но странно иногда складываются судьбы исторических зданий и героев любимых книг.
В январе 2017 года, когда отгремели новогодние праздники, пронеслась по Одессе радостная весть из серии «воздадим исторические долги наши». В ходе заседания исполкома Одесского горсовета была согласована установка памятного знака в память о римско-католическом соборе святого Климента и о репрессированных священнослужителях. Памятный знак планировалось установить точно на том месте, где и располагался храм с печальной историей — на ул. Заньковецкой, 11. То есть, там, где стоит уже много десятилетий та самая сталинка.
Побывала я в этом доме, обошла его со всех сторон, зашла во двор. Никакого памятного знака я там не обнаружила. У обитателей дома спрашивала — они только плечами пожимали.
Зато посреди этого двора я увидела нечто — старое, «убитое», проржавевшее авто, стоящее здесь как своеобразный арт-объект. Ну, вот и как после всего вышеописанного не назвать его «памятником» Антилопе-Гну?..
Фото автора
До 31 декабря 2024 года в Украине планируется ликвидировать медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК). Читать далее
Для жителей села Криничное выпекание хлеба - очень важное событие. Его считают крепким оберегом, поэтому… Читать далее
Попадая на военную службу, человек сталкивается со множеством опасностей, потому крайне важно собрать комплект бронезащиты,… Читать далее
Одесская областная универсальная научная библиотека приглашает всех желающих на фестиваль украинской книги памяти Михаила Грушевского… Читать далее
Еще каких-то 10 лет назад о груминге вообще мало кто слышал — это была услуга… Читать далее
Этот вторник выдался «безнадежным», но среда и четверг компенсируют это недоразумение. Эти два дня будут… Читать далее
Просмотреть комментарии
Спасибо автору этой статьи,познавательно!