Ровно сто лет назад, 27 апреля 1911 года, в одесское небо поднялся первый самолет, построенный в местных авиамастерских. Его пилотом был летчик Николай Костин. Этот день стал исторической датой создания Одесского авиаремонтного (сначала авиастроительного) завода. У истоков создания и становления предприятия стояли легендарные люди своего времени: Михаил Ефимов, Сергей Уточкин, Василий Хиони, Александр Бербеко.
Самолетостроительный завод в Одессе, основанный в 1911 году Артуром Антоновичем Анатрой, одесским банкиром и предпринимателем, возник на базе мастерских одесского аэроклуба, в свою очередь созданных из мастерских одесского морского батальона, где за 1910 – 1911 гг. было построено до десяти летательных аппаратов «Блерио» и «Фарман» различных модификаций.
Производительность завода в 1917 г. составляла два самолета в день. Основная продукция предприятия на тот момент: «Анатра-Анаде», «Анатра-Анасаль», «Анатра-Декан», «Анатра-Анамон», «Анатра-Де», «Анатра-Анадис», «Анатра-Анадва», «Вуазен Иванова». К 1917 году к ним присоединилось еще несколько самолётов, построенных на заводе Анатры. Уже в 1912 году военное министерство заказало 5 самолётов «Фарман-XVI», которые в августе 1912 года впервые были использованы в манёврах Одесского военного округа и получили высокую оценку с точки зрения практического использования авиации в боевых действиях.
Так уже в 1914 году прошел испытания самолёт-разведчик «Анатра-Анаде», а в 1916 году запущен самолёт-истребитель «Анатра-Анасаль» – наиболее эффективный самолёт первой мировой войны. Кроме того, в 1917 году прошел успешные испытания самолёт-бомбардировщик «Анатра-Анадва «ВX» конструкции известного авиатора Василия Николаевича Хиони.
«Анатра-Анасаль» навсегда приземлился на площади ГП «ОАРП «Одесавиаремсервис» – памятником, который установили благодарные потомки к 90-летию предприятия.