Интернет-ресурс «Zачем» опубликовал интервью с капитаном Starshina Derov N.G Алексеем Серединым, моряки которого 4 месяца пребывали на борту судна в сирийском порту без зарплаты и с мизерной провизией.
Этот рассказ показался «Одесской жизни» настолько интересным, что мы решили, с согласия издания, познакомить с этим пронзительным материалом наших читателей.
Напомним, что ранее на этом судне Starshina Derov, флаг Танзании, находился сирийский экипаж, которому не выплачивали зарплату, в связи с этим моряки поставили судно на якорь в порту Тартус, что в Сирии и отказались дальше работать. Поэтому судовладелец сделал донабор в Украине, однако морякам не сообщили, что они едут в воюющую Сирию на замену, фактически, пленных моряков.
Вот что рассказал об этом украинский капитан судна Алексей Середин:
«Никаких подозрений у меня вначале не было. Подписал контракт через херсонский крюинг «Альянс навигейшн». Изначально брали капитана, второго механика и повара на замену. Направили нас в Ейск, что в России. Там мы за свой счет жили в гостинице, оттуда нас направили в Азов. Я звоню в крюинг, говорю, мол, что такое, у нас нет денег на проживание. Там сказали, чтобы я не переживал, что они отправят 200 долларов. Из-за этих 200 долларов мне устроили допрос в банке, — как так, я житель Украины получаю деньги в России. Оттуда мы уехали по домам. В крюинге все время говорили, что возникли проблемы с сирийским экипажем, скоро все уладится», — рассказал капитан.
Судовладельцем «Старшины Дерова» оказался некий Рудик Дмитрий, уроженец Херсона, который зарегистрировал свою компанию Premier Shipping And Trading S.A в Танзании. При этом выяснилось, что договор подписывался не с ним, а с менеджером этой компании.
Через несколько недель крюинг связался с капитаном — экипажу необходимо было направляться в Ливан. Экипаж снова направился в Херсон, а оттуда в аэропорт. Там их встретил Рудик, который передал 8 тысяч долларов США и сказал, что эти деньги нужны для виз и расчета с сирийским экипажем, который нужно полностью заменить. Из Херсона капитан и 10 украинских моряков последовали в Ливан по маршруту Херсон-Стамбул-Бейрут. Там-то и начались проблемы.
«В Бейруте с нас сняли 1000 долларов за визы всем, 1800 долларов брали за гостиницу и агент потребовал 1200 долларов, зная, что мне судовладелец передал деньги. Там нам стало известно, что нас повезут в Сирию. Я спросил у агента почему, он ответил, что возникла маленькая неурядица, все решится. На границе с Сирией у нас сняли копии контрактов, паспортов. Пока ехали в порт, на каждом КПП, а их было около семи, водитель давал взятки пограничникам. Привезли нас в порт. Там собрали у всех паспорта, и капитан порта заявил, что паспорта не вернет, пока мы не покинем порт, такие законы.
В этот момент происходил расчет сирийского экипажа, приехал агент и под расписку и отпечатки пальцев выдавал деньги, каждый из моряков ему часть отдал в карман. Посадили на катер, капитан меня поздравил, дает мне кулек с разбитым картриджем от принтера. Говорит это все, что есть. Отдает печать. При этом капитан на судне не находился, передал судовой журнал. Старшему механику передали замеры топлива, компьютера нет, ничего не работает, сирийцы сели на катер и уехали. Мизер продуктов и очень мало масла. Когда механики стали прокручивать механизмы, обнаружили большую утечку масла. Связь плохая, симку купить нельзя без паспорта, там стояло еще одно судно на якорях, второй помощник и индус Ганиш, который остался от предыдущего экипажа.
Нырнули, приплыли на пароход, отдали им деньги, вплавь вернулись с карточкой, связь появилась. Связались с судовладельцем, рассказали ситуацию. Говорит, заказывайте продукты, звоните агенту, напишите заявку на английском языке, звонят с агентства, получили заявку на продукты, получили заявку на масло для дизель-генератора. Придет катер, деньги отдайте катерщику, у вас же наличные. 600 долларов на продукты и на масло 700 долларов. Я последние деньги отдал, осталось 390 долларов. Привезли продукты на неделю», — рассказал капитан Середин.
Так моряки «проболтались» на борту судна 2 месяца. Хотя правильно будет сказать, что за эти 2 месяца моряки круглосуточно ремонтировали, что называется, «ушатанное» судно. Все это время на вопрос — «когда будет зарплата?» судовладелец прямо не отвечал, а говорил, что нужно сбросить фотоотчет о проделанных работах. При этом за расходными материалами приходилось выходить в город, а для этого нужно было проходить через КПП порта, где регулярно требовали взятки за пронос материалов. Всего пробыли в Сирии с 31 августа по 5 января. В последний раз покупали продукты и расходные материалы за свой счет.
«Написали письмо в лондонский ITF, там сказали, что помочь не можем, можете опереться на флаг, написали в Танзанию и Занзибар, те ничего не ответили. В Турецком ITF сказали, что компания очень скользкая, когда их начинаешь прищемлять, они как те ужи расползаются, да и в Сирию не поедут. Связались с ITF российским, тоже получили отказ.
Взял блокнот, там телефон Анны Дмитриевны из «Ассоль». Там посоветовали подключить родных. Просили деньги, судовладелец требовал фотоотчет, только о деньгах говорим, он сразу о работе. Требовали перевести деньги на крюинг — тишина. Денег нет, постоянно твердили. Я пишу, что мы бросаем пароход и уезжаем домой, он спокойно пишет — я б тоже так сделал», — добавил капитан.
Более того, судовладелец потребовал от экипажа, фактически, угнать судно и доставить его в порт Севастополя, после чего он обещал выплатить зарплату. Это все совсем не понравилось экипажу, они вышли на Украинский МИД, где ими стал заниматься ливанский Консул.
«В МИДе сказали, что нужно как можно раньше покинуть судно, на 5-е число уже билеты. Но была пятница — а это выходной в арабском мире. Мы рано утром подготовили письмо, приехал катер, посмотрели — сменный экипаж сирийский не приехал. Мы быстро покидали вещи и закрываемся. Катерист спрашивает: — Вы все? — Да, все? — А пароход? — Мне он даром не нужен.
На причале проверяли шорт-пассы, выходим с чемоданами, всех записали, приехал агент, приехали в миграционные власти, забрали паспорта, вернулись в порт, прошли контроль, там в тот момент привезли троих человек со старого экипажа. Второй помощник-сириец говорит, что они получили полностью расчет, будут здесь находиться. Акт приема-передачи подписал старший помощник. Без остановки доехали до ливанской границы, там оформили наши визы, оттуда в украинское посольство, там налепили вареников. В МИДе наймут адвоката, чтобы проследил за пароходом, чтобы он не ушел незамеченным и надавил на судовладельца», — рассказал капитан Алексей Середин.
При этом в порту их нашел некий Мастер Ахмад, который попросил подписать бумагу о том, что экипаж не имеет претензий по выплате зарплаты. Оказалось, что это именно тот менеджер, с которым составлялся контракт. Моряки бумагу не подписали.
Теперь юрист фонда помощи морякам «Ассоль» Виктория Ковальчук будет работать с экипажем по вопросу невыплаты им заработной платы. 11 января экипаж намерен поехать в Херсон, где находится крюинг, который направил их в страну, охваченную войной.
СПРАВКА:
Starshina Derov N.G. Флаг — Танзания, IMO — 8872617, владелец — Premier Shipping And Trading S.A. (Turkey).
Starshina Derov N.G — бывший Волго-Балт 163, 1972 года постройки. Находится в ужасном техническом состоянии и с запретом на заходы в порты Парижского меморандума (Paris MoU). Кроме того, и судно, и судовладелец под угрозой санкций за неоднократные судозаходы в Крым. Starshina Derov N.G находится под арестом за долги судовладельца/оператора третьим лицам.
Общий долг по заработной плате перед экипажем перевалил за 50 000 USD.