Виктор БАРАНСКИЙ, депутат Одесского областного совета:
— 8 июня Верховная Рада с большим трудом приняла в первом чтении законопроект, которым гарантируется на уровне государства предоставление гражданам Украины медицинской помощи и лекарственных средств. А 14 июня Кабинет Министров с большой помпой утвердил «Основные направления бюджетной политики на 2018–2020 годы». Чиновники от здравоохранения решили увязать два эти документа, показав скептикам, что подозрения по поводу перспектив финансирования медицины необоснованны. Так, замминистра Павел Ковтанюк сообщил, что Кабмин выделит существенное финансирование на медреформу. Так, за следующие 3 года бюджет на гарантированный пакет медуслуг вырастет с 55 млрд. гривен до 81 млрд. к 2020 году. То есть, почти на 26 млрд. гривен. Чиновник за это даже поблагодарил Министерство финансов.
На первый взгляд все правильно и логично, и прибавка в 1 млрд. долларов на нашу украинскую медицину выглядит весьма солидной. Однако все дело в том, что в технико-экономическом обосновании от 6 июня под законопроект о медицинской помощи значатся совсем другие цифры. В частности, в рубрике «Прогнозные расчеты расходов на охрану здоровья» указано, что только по линии Национальной медицинской службы медицинская субвенция должна составить: в 2018 году — 70,814 млрд. гривен, в 2019 году — 90,287 млрд. гривен, а в 2020 году — 115,116 млрд. гривен.
Таким образом, получается, что Министерство финансов, с одной стороны, действительно, увеличило бюджетное финансирование медицины почти на 26 млрд. гривен. Но при этом обрезало прогнозное финансирование МОЗ почти на 34 млрд. гривен. И это только по 2020 году. А в целом, по подсчетам экспертов, общее сокращение медицинской субвенции за три года (2018-2020) составит 55,3 млрд. гривен. Для сравнения — это почти равно объемам медицинской субвенции за весь 2017 год.
О чем в данном случае идет речь – о проявлении «политической воли» или о банальной ошибке?! Почему чиновники разных ведомств хвалят документы, не читая их, даже если они противоречат собственным расчетам. Все мы — живые люди, и конечно же кто-то из клерков мог ошибиться на пару миллионов, но чтобы на 55 миллиардов?! Это новый «рекорд» Минфина, причем старый был установлен совсем недавно, когда выяснилось, что министерство просчиталось где-то на 30 млрд. гривен в финансировании коммунальных льгот и субсидий.
Минфин еще раз наглядно всем показал, что в его исполнении бюджетная резолюция на три года — это не переход к среднесрочному планированию, а непрофессионализм в кубе.
Как можно доверять авторам медицинской реформы, если они предполагают одну сумму, им дают на 55 миллиардов меньше, а они еще и «спасибо» говорят. Так поступают только в том случае, если все равно, сколько финансовых средств «осваивать», а не в случае, когда необходим результат и каждая гривна на счету. Ситуация с финансированием медицинской реформы наглядно показывает, что этому правительству и этой власти нельзя доверять ни по одному вопросу. Уверен, если Кабмин предъявит точные расчеты по новым пенсиям, многих граждан постигнет глубокое разочарование. Им «светит» только копеечное повышение. В нормальном государстве после таких конфузов кто-то должен уходить в отставку: либо министр финансов, либо министр здравоохранения. Но власти снова будет делать вид, что ничего страшного не произошло.