Оксана Штоколо, мать погибшего на Кубе при невыясненных пока обстоятельствах 32-летнего одесского молодежного активиста Михаила Штокало, написала обращение по поводу ситуации с расследованием гибели сына.
Приводим текст обращения без правок и купюр.
"Дорогие друзья, знакомые и незнакомые, далекие и близкие! Братья и сестры! Одесситы во всем мире!
В первые дни сентября 2015 года из Республики Куба пришло скорбное известие о гибели моего единственного сына Михаила Штокало, который на законных основаниях уже полтора года проживал на Кубе, занимаясь углубленным изучением испанского языка в Институте культуры (ISA).
Полученная информация крайне ограничена, противоречива, и, на мой взгляд, неправдоподобна. В сообщении Посольства Украины на Кубе, с ссылкой на данные полиции Гаваны, указывается, что мой сын погиб в результате самоубийства, упав из окна 22 этажа дома Кониль № 640, который расположен в г. Гаване между улицами Белья Виста и Панорама, Нуево Ведадо, Пласа де ла Революсион. Сообщалось также, что тело погибшего находится в Институте Судебной Медицины Кубы, и что, по информации данного института, документы и вещи погибшего на момент гибели М. Штокало отсутствовали.
11.09.15 г. получила последнее е-письмо от Посольства, которое не содержало никакой новой информации об обстоятельствах случившегося. Посольство это объяснило сложностями взаимодействия с кубинской стороной и заверило, что при появлении новых сведений, мне об этом сообщат.
Отсутствие информации по моему запросу об обстоятельствах трагической гибели моего сына дает основание предполагать, что, несмотря на все заверения, объективное расследование не проводится или проводится неэффективно, или обстоятельства дела утаиваются.
По-прежнему остаются вопросы, на которые не получено ответов.
Каким образом установлено, что погибший — мой сын, если при нем не было найдено документов и ничего не сказано о проведенном опознании?
На каком основании было сделано заключение о самоубийстве? Из той информации, которая получена, невозможно исключить наличие насильственных действий по отношению к моему сыну.
Что размещается в здании по адресу Кониль № 640, где произошла трагедия и что мог делать там в 9-15 утра Михаил ?
Кроме этого, есть информация (последние сообщения от Михаила), которая мне представляется важной и усиливает мои подозрения и сомнения.
В июле 2015 года во время каникул он отправился в г. Сантъяго–де-Куба, где планировал принять участие в ежегодном Фестивале-карнавале, поскольку живо интересовался самобытной культурой Кубы. В процессе поиска доступного временного жилья в Сантьяго он отказался от первоначально выбранного варианта в пользу более бюджетного предложения. Со слов Михаила, хозяйка, упустив возможную выгоду, написала в миграционную службу донос неизвестного нам содержания. На основании данного доноса представители миграционной службы провели с ним беседу, угрожая депортацией и судом за нарушение миграционных правил (аренда жилья, не предназначенного для иностранцев). Однако вопросы миграционной службы, как сообщал Михаил, касались не столько нарушений места проживания для иностранцев, сколько причин и целей его приезда в Сантьяго-де-Куба. Миграционные службы обязали его вернуться в Гавану. Как законопослушный гражданин, он выполнил данное требование. Последний адрес проживания в Гаване не успел сообщить.
В августе 2015 года получила от Михаила СМС- сообщение о претензиях к нему полиции Гаваны, о возможной депортации и суде, после чего последовала его гибель. Суть этих претензий осталась для меня неизвестной. Подробности он не сообщал, так как считал эти претензии надуманными
Какого характера были эти претензии? Они кажутся нам очень странными и могут быть ниточкой к пониманию ситуации.
В Одессе Михаил окончил ОНУ им. И.И.Мечникова. аспирантуру. Мой сын был молодежным общественным деятелем, имел широкий круг контактов. Сообщения об его гибели стали шоком не только для меня, но и для всех, кто знал Михаила.
Оптимист по жизни, внимательный сын, надежный товарищ, ответственный и уравновешенный, уверенный, что из любой ситуации можно найти достойный выход, он был полон творческих планов. Проживая на территории Украины, он вел себя как законопослушный гражданин. Претензий со стороны государственных органов Украины в нарушении законов Украины, международного законодательства, никогда не имел. Он никогда не был связан с криминальными и экстремистскими структурами
Прошу всех, кто общался с Михаилом после 20.08.2015 г. сообщить мне об этом.
Возможно, нам вместе удастся установить обстоятельства случившегося. Буду благодарна любому сообщению, любому совету. Возможно, чей-то профессиональный или жизненный опыт подскажет, какие действия следует предпринять для прояснения обстоятельств случившегося, подскажет необходимые контакты.
Очень надеюсь и жду.
Искренне благодарю всех тех, кто не оказался равнодушным, кто откликнулся и оказал моральную поддержку, посильное содействие в поиске информации. Представляется важным придать гласности эту трагическую историю, поэтому большое спасибо СМИ, сайтам организаций и социальным сетям, осветившим информацию о трагических событиях.
27.09.2015
Оксана, мать Михаила Штокало".
Источник: odessa-daily