Фатальное изменение характера пожара и медлительность спасателей — причины жертв в Доме профсоюзов. Об этом на пресс-конференции заявили члены "Группы 2 мая" Владислав Балинский, Владимир Саркисян и Сергей Дибров.
Выводы, к которым пришли общественники — пожар начался на первом этаже извне, когда загорелась баррикада из мебели, наспех сложенная «куликовцами» у главного входа, при этом большинство людей погибли, задохнувшись в дыму, и если бы не медлительность пожарных, их можно было спасти.
Но обо всем по порядку. Так, биохимик Владислав Балинский разделил процесс пожара на две фазы и детально описал каждую из них. По его словам, пожар в Доме профсоюзов начался в 19.44. Первая фаза длилась 9 минут, после этого возникло т.н. "побуждение тяги", и в течение приблизительно одной минуты произошел переход ко второй фазе пожара — воспламенению стен лестничного колодца.
Такое возгорание привело к тому, что люди, которые сосредоточились к тому времени около окон межэтажных площадок и на маршах центрального лестничного колодца, мгновенно и неожиданно для себя оказались в самом эпицентре очага с температурой около 700 гр. Цельсия и подверглись воздействию открытого пламени, в результате чего и скончались на месте или после падения с высоты при попытках самоэвакуации.
Интенсивность задымления, концентрация паров продуктов неполного сгорания и температура на самой лестничной клетке выше третьего этажа, в коридорах центрального крыла здания и примыкающих к ним помещениях с повреждёнными дверями резко возросли. Это привело к потере сознания и последующей смерти людей, находящихся там на протяжении первой (около 10-ти минут) и второй (около 30-ти минут) фаз пожара.
В процессе горения огонь распространился также по лестничной клетке выше, вплоть до 4-го этажа, вспыхнув здесь с новой силой (вероятно, к тому времени люди, находившиеся на площадке между третьим и четвёртым этажами, были уже мертвы), и только тогда уже был локализован и потушен.
По словам экспертов группы 2 мая, сопоставляя данные со стенограммой ведения телефонных переговоров диспетчера оперативно-координационного центра с гражданами, которые звонили на линию «101», можно увидеть, что только около 20.32 начали тушить пожар. Почти через час после первого звонка в диспетчерскую и через 48 минут после начала пожара в здании Дома профсоюзов.
— В большинстве своем нелепые предположения исходили от руководителя службы спасения на тот момент Владимира Боделана. Делал он это для того, чтобы снять с себя ответственность за то, что тушение пожара началось с большим опозданием, в результате чего погибло много людей, которых можно было бы спасти, начни спасатели работать вовремя, сразу после того, как их вызвали по телефону 101, — заявил Балинский.