7 ноября — дата, которая для многих ассоциируется с советскими парадами. Но именно в этот день, в 1931 году, был сдан в эксплуатацию знаменитый Дом на набережной — роскошный символ советской эпохи, созданный одесситом Борисом Иофаном.
Ключевые моменты
А давайте, уважаемые, отметим 7 ноября. В годы СССР мы отмечали этот «праздник» и дома, и на работе. Застольями с тостами, вернувшись с демонстрации. Пройдя дружными рядами перед трибуной с «первыми лицами» города и области и вяло прокричав «Ура!» в ответ на «Да здравствует Великая Октябрьская Социалистическая революция!» и «Слава СССР — оплоту мира и социализма!», мы, теперь уже бодро, направлялись на родное предприятие, где в т.н. красном уголке уже были накрыты столы — потрудились сотрудницы, которым коллектив доверил нечто более важное, чем топать на «мероприятие».
Было множество тостов и, поверьте, ни один из них не упоминал ни революцию, ни партию с её «определяющей и вдохновляющей ролью». И это несмотря на то, что вместе с нами — беспартийными, вовсе не отставая от нас, «бухАли» и членствовавшие в КПСС коллеги.
Короче говоря, день 7 ноября давал возможность верхам лишний раз провозгласить, что «партия и народ едины», а нам, рядовым и полностью аполитичным труженикам — возможность посидеть за накрытым в складчину столом.
Пусть моё предложение, уважаемые, отметить 7 ноября ни в коем случае не подтолкнет вас к мысли записать меня в большевики — ленинцы. Ленина я в гробу видел. Один раз, когда после Олимпиады-80 меня командировали в москву за «подачкой» — там «братским республикам» с барской руки передавали радиорелейное оборудование, отработавшее на Олимпиаду.
Ну и между делом забрел я в гробницу к Ильичу «на огонек». А насчет отметить 7 ноября — так я реалист, и прекрасно понимаю, что далеко не все, читающие эти строки, знают, почему революция октябрьская, а праздновали в ноябре.
Так вот, я помню, как в ту мою поездку в москву экскурсионный автобус привез меня к т.н. «Дому на набережной»- жилой правительственной 12-этажке. У меня, к большому сожалению, нет повода сегодня написать, что туда погостить прилетел какой-нибудь шедевр украинского ракетостроения.
Привязка к дате есть — «железная»: тот дом был сдан в эксплуатацию 7 ноября 1931года. Но главное другое: его спроектировал академик архитектуры Борис Иофан — ОДЕССИТ! Вот и отметим этот день публикацией о нем и этом его детище.
Борис Михайлович Иофан родился в 1891 году в Одессе, учился здесь в Художественном училище. Семья жила на ул. Елисаветинской (сейчас Университетская) в «доме с атлантом». В 1914 году уехал в Италию, где в Риме получил академическое архитектурное образование и первый опыт профессиональной деятельности.
В 1924 году Иофан вернулся в СССР и с годами стал личным архитектором Сталина. На его счету большое количество реализованных интересных архитектурных решений, к примеру, павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.
Самый большой реализованный проект — Дом на набережной (Дом правительства) — жилой дом для партийной элиты, символ эпохи (о нем ниже). Самый большой нереализованный — проект Дворца Советов (1931–1941) — грандиозное здание, которое должно было стать главным символом СССР.
Это было бы здание высотой 420 м (для понимания: Эйфелева башня — 330 метров, Киевская телебашня — 385 м). Увенчать это здание должна была фигура Ленина высотой 70 м. Под строительство дворца было выбрано место, где ранее стоял Храм Христа Спасителя, уничтоженный в 1931 году. Строительство заморозили в 1941-м — и на этом всё. Дожил Лауреат Сталинской премии Борис Иофан до 1976 года.
Далее — о Доме на набережной. Строительство длилось с 1928 по 1931 годы. Чтобы понять уровень, надо знать, кто курировал строительство. Это были архитектор Борис Иофан, председатель Совнаркома СССР Алексей Рыков, глава ОГПУ Генрих Ягода и секретарь ЦИК СССР Авель Енукидзе (этого Авеля, как и библейского, в 1937-м тоже угробил «Каин»- его ближайший кореш Джугашвили — Сталин).
До 1952 года оно было самым высоким жилым зданием москвы. Но наиболее всего это «сочинение» одессита интересно теми персонами, которые в нем проживали в разные времена.
В доме стали получать квартиры представители советской элиты: партийные и государственные деятели, герои Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, писатели, служащие Коминтерна.
Среди жильцов Дома на набережной были дети Сталина — Светлана Аллилуева и Василий Сталин, государственные деятели Алексей Рыков, Лаврентий Берия, Никита Хрущёв, поэт Демьян Бедный, авиаконструктор Артём Микоян, шахтёр-ударник Алексей Стаханов, герои-лётчики Михаил Водопьянов и Николай Каманин, писатель Александр СерафимОвич.
Самыми престижными считались 1-й и 12-й подъезды, окна которых выходили на кремль. Квартиры с видом на электростанцию, химчистку или прачечную ценились ниже. Первые этажи корпусов занимали прислуга и охрана, высокопоставленные жильцы селились в квартирах от второго этажа и выше.
На каждой лестничной площадке было по две квартиры. Они имели от одной до семи комнат и площадь до 300 м² при высоте потолков 3,7 метра, были оборудованы газовыми плитами, телефоном, мусоропроводом, имели горячее водоснабжение, которого в 1930-е годы не было даже в кремле, а также окна в туалетах и ванных комнатах (по европейским стандартам).
Полы были уложены дубовым паркетом, многие квартиры содержали комнаты для прислуги. В доме работало центральное отопление, пассажирские и грузовые лифты.
Помимо жилых корпусов, в комплекс, придуманный Иофаном, входили прачечная, медпункт, сберкасса, почта, детские ясли и сад, поликлиника, библиотека, спортзал, теннисные корты, магазин-распределитель. В подвалах были устроены мусоросжигательные печи.
Несмотря на большую площадь квартир, кухни были сделаны небольшими — до 6 м², а всю необходимую еду жильцы могли получать в «своей» столовой по спецталонам. На каждой кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора.
Во дворе дома были цветники и фонтаны. Для досуга жильцов был кинотеатр «Ударник» на 1500 мест, где демонстрировались новинки советского и мирового кинематографа. В отличие от рядовых москвичей, жители дома могли получать билеты на киносеансы вне очереди.
Немного отсебятины в связи с вышеизложенным: 30 лет спустя, в 1960-е годы (вплоть до 1964-го, когда я был уже в 4-м классе) мы с родителями в Херсоне жили в квартире с туалетом во дворе, а потом переехали в 1-комнатную «хрущевку» с титаном в туалете, рядом с унитазом (титан — это такое индивидуальное отопительное устройство, уголь или дрова к которому каждая квартира хранила в своих сараях в подвале 5-этажки).
На кухне рядом с 2-конфорочной газплитой торчал баллон с пропан-бутаном. Улица называлась — 40 лет Октября. На демонстрацию 7 ноября родители ходили с колоннами своих учреждений и вместе со всеми простодушно кричали «ура», когда с трибуны восклицали «Слава КПСС!». Тогда мало кто предполагал, что есть «белые люди», которые живут лучше «серой массы». Прошло еще 30 лет, и (вот совпадение!) именно вблизи этой нашей бывшей «хрущевки» на заборе я впервые увидел транспарант «Хай живе КПРС на Чорнобильській АЕС!»
Но вернемся же в тот дом, придуманный одесситом для москвичей. «Коммунизм» там был, как и положено, с «совковым» душком. О приёме гостей надо было заранее сообщать комендантам, двор патрулировала охрана с собаками.
Для ночёвки посторонних было необходимо оформлять документы. Ну и конечно же, изменения в должности жильца приводили к миграции внутри жилого комплекса. А ротация среди жильцов с годами та ещё началась! Сказалась, видать, мистика: могильные плиты с близлежащего кладбища пошли на строительство фундамента Дома.
С 1933 года начались аресты жильцов Дома, принявшие массовый характер в годы Большого террора, когда борьба с «врагами народа» коснулась высших государственных, военных и партийных чиновников.
Из жителей дома репрессировали более 700 человек, среди которых были маршалы Тухачевский и Блюхер, вышеупомянутый Алексей Рыков и его жена, крупные партийные деятели Павел Постышев, Осип Пятницкий.
Некоторые квартиры в конце 1930-х годов поменяли по пять хозяев: опечатанными стояли целые подъезды, в том числе «козырный» 12-й. Желание занять престижную жилплощадь приводило к доносам, по дому прокатилась волна самоубийств.
Неоднократно случалось, что жильцов арестовывали целыми семьями. «Врагов» расстреливали, а их жен отправляли в…Алжир. Хотя, если точнее, то в А. Л. Ж. И. Р. — Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины (Казахстан).
В годы Второй мировой и послевоенные годы в Доме жили многие видные деятели Советской армии, в том числе маршалы Жуков, Баграмян, Конев, Малиновский, Мерецков.
Немало и других известных имен связано с этим Домом. Среди них — родственники лётчика Михаила Водопьянова и актёров Алексея Баталова, Леонида Куравлёва, артисты Геннадий Хазанов, Наталья Андрейченко, певица Глюкоза, внучка поэта Расула Гамзатова. Не обходится, правда, и без нечистой силы в доме на могильных плитах: там вроде патриарх московский кирилл, отродье дьявола, в пяти комнатах ютится. Интересно, птичек он любит? Типа «Фламинго»…
Вот, как-то так: Самуил Маршак «Дом, который построил Джек» написал, а я — «Дом, который построил Иофан». Ну а что касается 7 ноября — так хороший день: пятница — развратница. И два выходных впереди…
Читайте также:
Валерий БОЯНЖУ, Херсон — Одесса
Сегодня, в воскресенье, 1 февраля 2026 года – 1439-й день полномасштабной вооруженной агрессии РФ против… Read More
Энергетики Одесской области продолжают ликвидировать последствия масштабной непогоды. За последние сутки удалось совершить колоссальный объем… Read More
Ритм современной жизни все чаще оставляет минимум времени на готовку, особенно в будние дни. Именно… Read More
Одесские хирурги из городской клинической больницы №10 провели уникальную операцию, которая буквально вернула женщину с… Read More
После полугода протестов и споров жители Болградской общины заставили местных депутатов радикально пересмотреть налоговые ставки,… Read More
Килийский районный суд вынес окончательный вердикт по делу о незаконной добыче песка из Дуная, в… Read More