Мое знакомство с Одессой началось шесть лет назад на Деволановском спуске. Конечно, до этого был еще вокзал с упирающимися в перрон поездами, но он поразил не так сильно, как пустынная серо-желтая улица без единого дерева и дома на ней, как мне тогда показалось, приготовленные под снос.
«Нет, здесь не могут жить люди» — эту мою мысль подтверждало все вокруг: и остатки асфальта между «воронками от снарядов», и глубокие трещины в зданиях по обе стороны, и отсутствие на улице машин и пешеходов.
Мы с подругой приехали на фестиваль, который как раз и должен был проходить на Деволановском спуске. Но то ли дни перепутали, то ли мероприятие перенесли в другую локацию — мы застали это место пустынным и до безобразия дряхлым. Тогда я подумала, что людей отсюда давно отселили, а до того, как здания снесут и построят новые, здесь будет своеобразная арт-площадка. А что: места много, жильцам не будет мешать толпа людей и музыка, а если что-то повредится, то не так жалко?
О том, что Деволановский спуск — это вполне себе жилая улица, я узнала намного позже. Два года спустя в составе съемочной группы я замеряла глубину луж на «дороге» и ширину трещин в домах, осматривала дворы, в которые практически не попадает солнечный свет, и слушала просьбы людей хоть как-то помочь донести до городских властей их проблемы.
Что же, многие годы спустя здесь практически ничего не изменилось. Разве что ямы стали глубже, трещины — шире, появились несколько подпорок в разрушающихся дворах, а бездомные плотно заселили свободные руины. Здесь не проводятся фестивали и не паркуются машины. ЗДЕСЬ НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО. Как и на Молдаванке, на Слободке, в районе «Большевик» (который вообще стыдно называть городом, потому что выглядит он хуже отрезанного от цивилизации села).
Казалось бы, вот они — новые административные и финансовые центры, спальные районы, креативные пространства для встреч и мероприятий. Именно такое будущее нынешние урбанисты пророчат депрессивным «зонам» Одессы. Да местные жители будут только рады большой стройке, ведь они, наконец, увидят нормальные дороги, получат новый транспорт и рабочие места, их недвижимость вырастет в цене. Вот это настоящее развитие, а не застройка Гагаринского плато по типу Шанхая.
Почему город не идет очевидно правильным путем, не оставляет в покое центр с наиболее приемлемым для него культурно-туристическим значением? Когда я вижу стеклянную высотку на Старопортофранковской в окружении обшарпанных двухэтажек дореволюционной постройки, я думаю о том, как бы на такое соседство отреагировал де Волан? В школе нас учили: если сомневаешься в том, правильно ли ты поступаешь, подумай, что бы сказала твоя мама. Уверена, что один из отцов-основателей Одессы от такого зрелища потерял бы дар речи.
Пишите автору: [email protected]
Сказал бы — слава украине
лучше бы он этого не видел.
лучше бы он этого не видел.