Статьи

В память об одесской конке: рельс из позапрошлого века «работает» перилами невзрачной лестницы

Каждый раз поражаешься: чего только не встретишь в Одессе, с чем только не столкнешься!

Мы на конечной остановке одесских трамваев, именуемой «Херсонский сквер». По причине капремонта улиц Софиевской и спуска Маринеско многие трамваи не курсируют, потому здесь сейчас — почти затишье. Кстати, обратим внимание на сам остановочный павильон. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», это самый большой в Одессе павильон «вокзального» типа с сохранившейся эмблемой «Бельгийского общества» в виде переплетенных букв «О» и «Т».

А теперь обратим внимание на невзрачную обшарпанную лесенку, которая находится за «спиной» этого исторического павильона. Всего шестнадцать ступенек. Интересует нас, впрочем, не столько лестница, сколько ее перила. Она сделаны из… трамвайных рельсов.

Конечно, любопытен уже сам этот факт. При этом, как это зачастую бывает, одесситы, которые преодолевают эти 16 ступенек, порой не обращают внимания на эти перила и их «происхождение». Когда я фотографировала раритет, убедилась в этом: спускающаяся по лестнице одесситка, увидев мое пристальное внимание к перилам, присмотрелась к ним и сказала, что вот, мол, проходит здесь почти каждый день, а только впервые обратила внимание, из чего они «сделаны».

Но и это еще не все. И о раритете я — не зря. Если присмотреться к перилам, то на одном из них можно разглядеть маркировку и прочесть: «ANGLEUR 1895». Angleur — это район бельгийского города Льеж, где находился завод по производству рельсов. То есть, перила у нас, получается, не простые, и не просто из рельсов, а из самых что ни на есть исторических рельсов! Более того, это еще и «памятник» одесской конке! То есть, по этим рельсам сама госпожа одесская трамвайная история проезжала.

Впрочем, чему удивляться? На просторах Интернета мне встретилась информация, что старые рельсы часто использовались даже в качестве опор для балконов в жилых домах…

Что же до рельса, о котором мы рассказываем, ставшим перилами на старой маленькой лестнице, то, как сообщает одесский краевед, геолог Дмитрий Жданов, на сегодняшний день, «единственный доступный для туристов артефакт, связанный с конными железными дорогами, — это кусок рельса с клеймом бельгийского завода в Льеже и датой 1895 год. Сейчас этот артефакт служит перилами для лестницы в районе Херсонского спуска».

В связи с чем я вот думаю: может, рельсу-раритету все же место в Одесском музее электротранспорта?..

Фото автора

Share
Мария Котова

В журналистику пришла достаточно поздно, слишком затянулся «поиск себя». В работе над материалами придерживаюсь правила: читателю должно быть интересно, должно «цепануть». Уделяю много внимания подаче: считаю очень важным, чтобы это блюдечко получилось с достойной каемочкой. Автор четырех изданных книг прозы.

View Comments

  • Странно другое - как этот рельс еще до сих пор не уташили и не сдали в чермет. Рельс он ведь тяжелый. 20 кг в метре одном, если трамвайный. А в жд рельсе 40 кажется

  • Дякую. Дуже цікаво. Навмисно за нагоди подивлюсь на сходи. З повагою.

Recent Posts

  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Реабилитация за свой счет: почему ветераны остаются один на один со своими проблемами

Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More

2024-11-22