Научно-популярную книгу украинских ученых «Как устроена Вселенная. Введение в современную космологию» презентовал Алексей Парновский.
О Вселенной — исчерпывающе и популярно
Канули в Лету времена, когда советских людей насыщали тоненькими научно-популярными брошюрками общества «Знание», чтобы эти самые люди имели представление о той или иной науке, области познания и, естественно, четкого понимания в итоге, что мы — впереди планеты всей. Сегодня времена совсем иные — наш человек представление обо всей «околонаучной попсе» получает, конечно же, из Интернета. В самом деле, очень удобно: один «конец света» уже миновал, теперь можно задать всезнающему Гуглу вопрос: «Когда дата следующего конца света?». И, представьте, получить четкий ответ и думать, что с этим делать.
Кажется, понятие «научно-популярная литература» в ее классическом для нас понимании тоже ушло куда-то из нашей жизни? Словно отвечая, что это, к счастью, не так, издательство «Видавництво Старого Лева» представило на суд читателей книгу украинских ученых Сергея и Алексея Парновских (отец и сын) «Как устроена Вселенная. Введение в современную космологию».
Презентация издания прошла в Одесской астрономической обсерватории. Представлял ее один из авторов книги — кандидат физико-математических наук Алексей Парновский.
Название, можно сказать, чуть ли не «кричащее»: ведь из него, следует, что книга обо всем, да и о каждом из нас. Ни больше, ни меньше, обустройство Вселенной…
— Популяризация научных знаний — это не просто «большое желание» ученых. В конце концов, если мы существуем на деньги налогоплательщиков, то наша обязанность — популяризировать науку, — считает Алексей, словно отвечая на вопрос о том, почему эта книга появилась на свет.
Книга дает ответы на многие вопросы, которые волнуют всех нас. Тут вам и история изучения Вселенной от Аристотеля до наших дней, и те самые черные дыры, и все тот же конец света. И при этом, повторюсь, — отнюдь не околонаучная попса. Чтобы приступить к ее изучению, нужно, как минимум, очень стремиться познать то, что уже открыто, изучено, «выложено» и что по-прежнему вызывает сомнения и вопросы в этой вечной теме.
Презентованная в Одессе книга — это научно-популярная литература дня сегодняшнего, причем, в самом лучшем понимании: она интересна и тем, кто далек от астрофизики и космологии, и тем, кто этим занимается профессионально. Достаточно сказать, что на презентации были и преподаватели нескольких одесских вузов, сотрудники Обсерватории, которые потом задавали ну очень серьезные вопросы, и те, кто в теме лишь «постольку-поскольку» («это же все так интересно!»).
Конечно, интересно, не каждый день нам представляют книги, которые, с одной стороны, меняют все наши прежние представления о научно-популярной литературе, с другой — вводят нас в то, что мы в обыденном кругу называем Вечностью.
Как звучало рефреном во время презентации, еще и еще раз убеждаешься, что чем больше люди во все времена познавали Вселенную, тем больше убеждались, что знают о ней ничтожно мало.
Строение Вселенной, законы Космоса, гравитационные волны, каково наше с вами место в Мироздании… И обо всем этом — без «попсы», без «скидок», и, в то же время, в лучшем смысле слова популярно и исчерпывающе ровно настолько, насколько эта тема на сегодняшний день вообще может быть исчерпывающей.
Кто будет продвигать отечественную науку?
Мы беседуем с одним из авторов книги Алексеем Парновским вечером, на территории Одесской астрономической обсерватории. Алексей Парновский — кандидат физико-математических наук, сотрудник Института космических исследований НАН Украины. Представляет Украину в международной программе International Living With a Star, межпрограммной координационной группе по космической погоде Всемирной метеорологической организации и Рабочей группе по космической погоде Европейского космического агентства. Заведующий лабораторией астрофизики. Специалист в области космической погоды, солнечно-земной физики и методов обработки спутниковых данных. Автор около 50 научных трудов.
Перечисляю все это, думаю: сегодня в науке молодому украинскому ученому так «классно» живется?
— Ну, я уже не считаю себя молодым ученым. Я (смеется) частично уже в разряде ветеранов. Ну а о ситуации в сегодняшней украинской науке отвечу так: ситуация меняется, и меняется постоянно. Было «совсем плохо», «более-менее», собственно, можно сказать, было все.
— А в чем ж основная проблема?
— Не так даже с финансированием, а, как я это вижу, неправильным пониманием роли науки. Нам все годы независимости говорят: «Давайте, давайте!», А вот что именно «давать», не говорят. Ну а в результате получаем нарекание, что ученые, мол, «что-то не то делают». По большому счету, нам не ставят четких конкретных задач.
— Но тогда, вы, как «ветеран», получается, сами ставите себе задачи — и четкие, и конкретные?
— Да, конечно. Задач много, но из всех для меня вычленяется основная: создание в Украине оперативного центра прогнозирования космической погоды. Такие центры есть во всех развитых странах. В Украине его нет.
— В чем же проблема?
— Да все в том же — в кадровом голоде. Очень не хватает «рабочих рук». Молодые люди не слишком охотно идут «в науку», старые кадры отходят от дела. Ну а если говорить о качестве подготовки молодых специалистов, то оно оставляет желать лучшего. Приходится с выпускниками все начинать с нуля. Доходит до того, что порой берем «в науку» тех, кто учится на младших курсах вузов. Ну а если и есть те, кто, как говорится, и может, и хочет, и готов работать, то, увы, понятие «утечки мозгов» никто не отменял: очень много толковых ребят уезжает работать за рубеж. Сейчас ведь как? Даже старшеклассники уже нацелены и учиться, а потом и работать на Западе.
— Все так пессимистично?
— Позитивные изменения есть. В 2015 году был принят очень своевременный Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности». Но подзаконные акты этого закона сильно «затянулись». То есть, «запустить» его полностью пока не удалось. Ученым в результате приходится заниматься тем, чем они не должны заниматься, им приходится быть юристами, бухгалтерами, коммерсантами, на саму науку времени не остается.
— Но тогда возникает вопрос: вы же не уехали, остались. Почему?
— Да все просто: я не готов, не могу бросить то направление, которым занимаюсь, я не хочу, чтобы оно «завалилось». Я потратил на это много лет, и буду работать дальше, чтобы получить, наконец, результат.
А какая сегодня погода в космосе?
— Алексей, вы занимаетесь, если все, конечно, упростить, изучением космической погоды. О погоде на улице, в доме и собственной душе, нам, кажется, все понятно, во всяком случае, мы все так полагаем, и именно так нам хочется думать. А что же за понятие такое — «погода космоса»?
— Ну с этим мы сталкиваемся теперь как раз практически постоянно. Мы же постоянно читаем в СМИ прогнозы так называемых магнитных бурь, правда? Так вот, это полная ерунда!
— Как?!
— Магнитные бури, конечно, есть. Другое дело, что происходят они не так, не тогда и длятся вовсе не столько, как это нам «подается», да и последствия у них совершенно иные. Вот этими самыми последствиями я и занимаюсь. На самом деле, влияние их на человека, скажем, такое — «непонятно как», потому что должно уж очень сильно не повезти (к примеру, в момент вспышки на солнце находиться в космическом корабле или на борту самолета), чтобы человек получил это самое влияние. А вот их влиянием на технику — на энергетику, на радиосвязь, на навигацию, на космические аппараты — мы и занимаемся.
— Если все сложится к лучшему, и центр, о котором вы говорите, в Украине будет создан, то что на деле мы получим, чем, по большому счету, улучшится наша жизнь?
— Создание такого центра значительно позитивно повлияет на работу операторов космических аппаратов, операторов связи, пользователей высокоточной спутниковой навигации, авиакомпаний, ГСЧС.
Ах, эти магнитные бури!
— Мощные магнитные бури часто серьезно ударяли по деятельности человечества?
— Конечно. Назову, к примеру, только три даты. 1 сентября 1859 года произошло событие, которое впоследствии было названо «кэррингтоновским событием». Тогда сверхмощная магнитная буря накрыла Землю, и в США был выведен из строя проводной телеграф — на то время едва ли не высшее технологическое достижение. Северные сияния тогда наблюдались по всему миру, в Нью-Йорке они были настолько яркими, что можно было ночью газету читать. В марте 1889 года магнитная буря («Квебекское событие») вывела из строя энергосистему Квебека. Октябрь 2003 года вошел в историю как «хэллоуинское событие»: магнитная буря вывела из строя японский спутник, но эта буря как раз считается более-менее слабой.
Кто создает нам наибольшее количество неприятностей?
— Алексей, ваша книга — о Вселенной. По сути, можно сказать, обо всем. Значит, и о человеке в ней — как части самой Вселенной. И, конечно, очень хочется услышать от вас, и как украинского ученого, и как соавтора такой книги, дружественна ли Вселенная к человеку?
— Отвечу так: Вселенная устроена ни дружественно, ни враждебно. Она устроена так, как устроена. Вопрос в том, как мы себя здесь ведем и что с нами происходит. Учитывая то, что мы, в общем, относительно неплохо себя здесь чувствуем, то, в общем, мы нормально адаптировались… Знаете, жизнь человека — это последовательность принятия решений. И если уж что-то и пожелать читателю, то, вероятно, только самого главного: помнить о том, что принимая те или иные решения, надо всегда думать о последствиях. Ведь как бы ни была устроена Вселенная, как бы ни складывалась космическая погода, наибольшее количество неприятностей самому себе всегда создавал сам человек…
Для общего развития в принципе интересно. Я вообще привык много читать и писать. У меня есть, как я считаю, достаточно полезных научных работ. От людей я их не скрываю, а публикую в определенных журналах. Для себя выбрал только те, которые входят в список РИНЦ. Сделать это совсем не сложно, главное соблюдать простые требования