Люди в Одессе, Харькове, Чернигове и других украинских городах продолжают жить: говорить друг другу слова любви на свадьбах, загорать на шезлонгах и есть мороженое. Люди проживают свои моменты радости под пронзительные звуки сирены и жужжание шахедов. Но как это возможно? Может, мы просто привыкли к обстрелам? Короткий ответ - нет. Почему - объясняет практический психолог Ирина Емельянова.
Это феномен удивительной пластичности нашей психики.
– На стадии шока мозг и тело получают сигнал SOS и обрабатывают его на физическом и психологическом уровнях: так, как могут и умеют. Наиболее распространенные симптомы – учащенное сердцебиение, потоотделение, жажда, тремор и другие. Психика, в свою очередь, может реагировать агрессивным поведением или, наоборот, вялостью, чрезмерной болтливостью, снижением когнитивных способностей, – рассказывает Ирина Емельянова.
Через шоковую стадию часть жителей нашей страны прошла в 2014 году, другие – в 2022-м. Как кожа на месте операционного разреза теряет чувствительность, так и мы тогда заморозили чувства для того, чтобы выжить.
– Однако для психики и тела это слишком высокая нагрузка, и бесконечно выдерживать ее невозможно. Поэтому природа и наградила нас этим уникальным даром – адаптацией для того, чтобы согласовываться с изменениями окружающего мира наилучшим и наиболее эффективным в данный момент способом. И поэтому нужны чувства – они помогают ориентироваться в ситуации. В процессе адаптации наш организм учится тестировать среду, оценивать соотношение риска и опасности и вырабатывает свою определенную шкалу риска, на которую опирается и учитывает ее в процессе принятия решений. Следует сразу оговориться – не всегда она действительно соответствует уровню реальной угрозы, – пояснила психолог.
Здесь важно подчеркнуть, что каждый человек будет определять критическую концентрацию опасности исходя из личностных особенностей, таких как:
Военные действия активизируют различные психологические защиты, в частности это отрицание, рационализация, вытеснение, регрессия и другие. Чаще всего они неосознаваемые, и понять, какую именно защиту выбирает ваша психика, можно в контакте с психотерапевтом.
– Наша психика ищет спасения в вытеснении, когда то, что происходит во внешнем мире, настолько неприятно, разрушительно и болезненно, что единственный способ справиться с переживаниями – это игнорировать их, – подчеркивает Ирина Емельянова. – Когда тревог очень много, она затопляет, человек может «забывать» некоторые эпизоды своей жизни, выталкивать невыносимые чувства в область бессознательного. На самом деле это выглядит примерно так: «Да, вроде бы я слышу жужжание дрона, но сейчас я нырну и немного побуду под водой. Я не слышу этот звук, а значит, его нет». Позже, если человека спросят о том, видел ли он дрон над одесским пляжем, он, вероятно, ответит: «Нет. Я ничего не заметил».
К рационализации часто прибегают люди, которые привыкли руководствоваться в своих рассуждениях скорее логикой, чем эмоциями. Они будут оперировать цифрами, приводить результаты исследований, давать оценку событиям, обращаясь к экспертным мнениям.
– Рационализация – это изящная попытка соединить реальность и ожидания конкретного человека. При этом совсем не важно, будут ли предоставленные факты соответствовать объективной действительности. В диалоге с человеком, который рассуждает рационально, бесполезно приводить какие-либо доказательства. Все они, вероятно, будут разбиты о твердую убежденность в своей правоте вашего оппонента, – объясняет специалист.
За огромным желанием не знать реальных событий стоит защитный механизм отрицания. Признать реальность – значит в отрицании обнаружить ее отталкивающие и ужасные, особенно во время войны, черты.
– В состоянии отторжения реальности человек яростно сопротивляется чувствам, с которыми не может справиться. Часто это отчаяние, тоска, глубокая печаль и бессилие. Кажется, что когда не можешь ничего изменить, проще отстраниться от огромной душевной боли, лекарство от которой пока не изобрели.
Эти и многие другие защитные механизмы психики развили в нас значительную психологическую устойчивость – мы действительно адаптировались к военной реальности: научились часами обходиться без электричества и других благ цивилизации, сигнал воздушной тревоги многими воспринимается как часть городского аудиопейзажа.
– И вот здесь кроется главная опасность глухой обороны и прочных психологических защит – искажение фактов, неправильная трактовка информации, привычка игнорировать то, что происходит вокруг, в состоянии убежденности «Со мной точно ничего не случится, потому что раньше не случалось!» могут привести к значительным трудностям с реальной оценкой возможного риска. Жизненно необходимо обращать внимание на собственные реакции, и если возникают сомнения в правильности решений, стоит задуматься над вопросом: «А что со мной происходит сейчас и почему дрон, жужжащий над моей головой, не вызывает у меня желания уйти в безопасное место?».
– Жизнь во время войны необратимо изменила каждого из нас, и эти изменения продолжают происходить каждый день, – утверждает практический психолог Ирина Емельянова. – Мы пропускаем через себя мощный поток незнакомого нам ранее опыта, и сейчас мы не в состоянии осознать его и дать ему адекватную оценку, потому что продолжаем жить в условиях постоянного стресса. Мы никогда не станем прежними и уже не сможем жить такой жизнью, какая была у нас до войны. Но в наших силах создать другую – полную смысла и интереса.
И сегодня украинцы продолжат нежиться в лучах солнца на одесских пляжах, обмениваться обручальными кольцами и покупать мороженое в украинских парках. И поэтому так важно оставаться в контакте с реальностью и быть в безопасности тогда, когда это необходимо. Чтобы жизнь в Украине продолжалась. Сегодня. Завтра. Всегда.
Материал подготовлен практическим психологом Ириной Емельяновой.
Читайте также:
По данным синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в четверг, 14 августа 2025 года,… Read More
В субботу, 16 августа 2025 года, в Одессе состоится фестиваль молдавской культуры. На мероприятие, которое… Read More
Сегодня днем, 13 августа 2025 года, в Березовском районе Одесской области взорвался газовый баллон в… Read More
Спросите одесситов, знают ли они дирижера Хобарта Эрла, и, скорее всего, услышите в ответ: «Конечно,… Read More
В последние недели побережье Одессы страдает от массового скопления водорослей - волны прибивают их к… Read More
Мологовская громада Одесской области прощается с героем — старшим лейтенантом Владимиром Гречкой, который погиб год… Read More