В 2020 году дела у государственного предприятия «Ренийский морской торговый порт» были плохи: горсовет даже освобождал его от налога на землю — чтобы замедлить падение в долговую яму. Только за аренду земли порт задолжал 42 миллиона гривен. А еще были долги по зарплате и другие. Как во времена большой войны чувствует себя форпост Украины на Дунае?
По словам директора предприятия Сергея Строя, ситуация в корне изменилась. В 2023 году ГП «РМТП» перечислил в госбюджет более 300 миллионов гривен налогов и сборов, в местный — более 40 миллионов. При этом на счета предприятия поступили сотни миллионов чистой прибыли, что позволило заработанные деньги инвестировать в развитие.
— В прошлом году мы ставили задачу выйти на показатель 4 миллиона тонн — хорошая цифра. Немного не хватило: грузоперевалка составила 3 миллиона 993 тысячи тонн, при плане в 2 миллиона 990 тысяч — это был результат 2022 года, — говорит Сергей Строя. — Такого показателя перевалки, как в 2023-м, не было за весь период независимости Украины. Я сейчас говорю только о показателях ГП «РМТП», ведь кроме нас еще есть более десятка портовых операторов, терминалов, чьи показатели тоже входят в общую сумму, которую показывает «Администрация морских портов Украины» как грузооборот Ренийского морского порта.
— Правда ли, что средняя заработная плата в порту — 35 тысяч гривен в месяц?
— По итогам прошлого года, с учетом премий, получилось даже немного больше. Сейчас в коллективе работают 353 человека. Увеличилось количество работников на перегрузочном терминале: докеров, стивидоров, тальманов, которых катастрофически не хватало. Набрали сотрудников в такелажный склад. В Рени трудно найти профессионального сварщика, квалифицированного слесаря, представителей других рабочих профессий — многие в свое время уехали на заработки за границу.
— Наш порт отличался от всех остальных тем, что всегда был зависим от политических событий, — продолжает руководитель предприятия. — Кто в портах Большой Одессы, в Николаевских портах или на Азове задумывался о том, что будет с их загрузкой в период войны в бывшей Югославии? А Приднестровский конфликт, когда железную дорогу перекрывали то одни, то другие? Кого это интересовало (я сейчас говорю о людях, занятых в портовой деятельности), кроме нас? Да никого! И вот в период войны в Украине, которая, безусловно, коснулась всех портов… Язык не поворачивается сказать, что мы в плане загрузки получили преференции. Как можно говорить о преференциях, когда речь идет о войне, когда гибнут люди.
— Скажем так: на порт Рени и другие порты на Дунае легла важная миссия — осуществлять отгрузку украинского зерна на экспорт, что поддержало экономику Украины, наш аграрный сектор в военное время.
— Это так: когда в 2022 году порты Большой Одессы перестали работать, на Дунай пошли большие потоки грузов. В 2023-м их стало больше, потому что мы активизировали деятельность. Но в последнее время, слава Богу, уже заработали черноморские порты, и те грузы, которые зашли на Дунай, вернулись в родные порты. Соответственно, у нас объемы упали.
Наша задача — удержать, насколько это возможно, то, что пришло сейчас, и вернуть все то, что когда-то по разным причинам от нас ушло. С декабря мы уже снизили тарифы на услуги, причем по некоторым позициям очень заметно.
— Заработанные сотни миллионов позволили инвестировать в развитие. Что сделано?
— Когда в марте прошлого года я был назначен на должность директора, начал с кранового хозяйства. Краны — основа всех основ, когда речь идет о выполнении договоров. Но они были в таком состоянии, что некоторые уже не работали, другие работали просто на износ. Поэтому мы в первую очередь занялись ремонтом кранов большой грузоподъемности. Процесс ремонта происходит в режиме нон-стоп. Кроме этого, приобрели грузозахватные устройства. Наш такелажный склад работает круглосуточно.
— А как дела с малой механизацией?
— Мы получили погрузчики от американских партнеров, которые предоставляют Украине безвозмездную помощь в период войны. Часть приобрели за средства предприятия. Когда я хочу поднять себе настроение, еду в порт и радуюсь нашему парку автопогрузчиков.
— На сайте ГП «РМТП» есть информация о том, что в этом году планируется провести ремонт буксира «Инженер Шлаен» (примерно на 25 миллионов) и служебного катера «Юпитер» (примерно на 8 миллионов гривен). Какие буксиры на сегодня имеет порт?
— В прошлом году мы отремонтировали буксир «Хирург Романов», в декабре он начал работать. Я уже заметил: расходы ниже, чем те доходы, которые буксир приносит.
Мы ремонтируем катер «Юпитер», который будет использоваться для доставки комиссий.
На 2024 год планируем ремонт буксира «Инженер Шлаен», но будем учитывать обстоятельства — нужен ли еще один буксир? Просто наращивать флот для того, чтобы фотографироваться с судами, я не собираюсь.
— Какие еще капиталовложения может себе позволить предприятие и какие есть приоритеты?
— Что значит «позволить»? Необходимо действовать с учетом тенденций.
Проблема портов на Дунае в том, что не хватает крытых складов, поэтому мы бы хотели построить еще один крытый склад — эта услуга очень востребована.
— Во время атак вражеских дронов пострадало немало складских помещений у многих портовых операторов. Большой ли ущерб понесла складская часть ГП «РМТП»?
— Ущерб был нанесен значительный, однако склады можно восстановить. Они были построены во времена Советского Союза, который постоянно готовился к войне. У нас два мощных склада с армированной бетонной кровлей, поэтому они пострадали меньше, еще один пострадал значительно сильнее.
— Когда в окрестностях портов на Дунае стояли тысячи фур в ожидании разгрузки, вновь был поднят вопрос о необходимости строительства железнодорожного пути, который соединит порт Рени с сетью «Укрзалізниці». На каком этапе сегодня этот вопрос?
— О том, что крайне необходимо строить путь, в одном из интервью заявлял директор регионального филиала «Одесская железная дорога» Сергей Никулин. Это было примерно полгода назад, прогноз строился на тогдашней ситуации. Но обстоятельства изменились, о чем я уже рассказал. И разговоры на эту тему прекратились.
Хотя и сегодня ГП «РМТП» дает результаты, которыми могут похвастаться единицы. Николаевские порты не работают, а были очень мощными. Не работает Херсон, не работает Ольвия. Единицы работают, а количество силовых структур и всевозможных органов контроля, кстати, возросло!
— Сергей Константинович, вы пятнадцать лет возглавляли порт Рени, причем в самые сложные времена его стагнации. Наверное, сейчас работать — легче?
— Знаете, я сам себя спрашиваю: когда было легче? Когда пытались сводить концы с концами, чтобы сохранить порт? Когда надо было проводить сокращения, чтобы хватало денег на зарплату? Или сейчас, когда чистая прибыль и налоги исчисляются сотнями миллионов? Так вот, у меня нет однозначного ответа.
Тогда я просыпался среди ночи от мысли — как вовремя выплатить зарплату? Теперь тоже думаю, например, об очередном судебном производстве, в котором говорится о том, что мы якобы в пользу каких-то частных структур вне очереди поставили судно под погрузку. Читаешь — чушь: порт еще в 2013 году был разделен, эти вопросы не входят в компетенцию руководства ГП «РМТП».
Сейчас у меня сильные заместители. В команде Валерий Бабенко, Виктор Меркулов, Юрий Пищало. Они — люди пенсионного возраста, опытные специалисты, которые проработали в порту Рени всю жизнь. У меня новый заместитель по экономике Игорь Зубрич, тоже профессионал с большим опытом. Часто повторяю: я и моя «молодая» команда.
Начинал работать в Ренийском морском торговом порту еще в 1984 году стивидором, это была первая моя должность. Прошел все ступеньки, дошел до начальника порта. Итак, вы спросили, когда мне было легче работать руководителем? Так вот, скажу: в худшие времена я проработал 15 лет, а в современных условиях не может быть и речи, чтобы столько выстоять, — в лучшем случае несколько лет.
— Несмотря на все сложности, желаем успехов вам и вашей «молодой» команде!
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее