Село Байталы Ананьевской громады уже 325 лет ташует на уютных берегах седовласого Тилигула. В названии поселения, которое переводится с тюркского как "трехлетняя кобылица", воинственные кочевники, жизнь которых проходила в седле, навечно запечатлели генетическую любовь к этим грациозным животным. Именно в Байтальской долине ногайские татары разводили лошадей для турецкой гвардии, а через века местные дворяне поставляли породистых рысаков уже для императорских конюшен.
По легендам, более трех веков назад неподалеку Байтал существовал мужской монастырь, вблизи которого жебонили три чудотворных источника с целебной водой.
Тайными тропами пробирались в обитель паломники, чтобы помолиться и получить исцеление.
Чудом обходили православную святыню бусурманы, но как-то напали на монастырь, уничтожили и пленили около 300 монахов, а здания сожгли.
Уцелевшим монахам удалось спасти из пламени лишь несколько святынь, а руины поросли деревьями и кустарниками, лишь в одном месте целебная вода пробивалась из земли.
Много ее утекло с того времени, и лишь с приходом протоиерея Антония Кумпете был возрожден храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведен и освящен надвратный храм во имя святого великомученика и чудотворца Георгия, строится женский монастырь.
В 2009-м на месте бывшего монастыря и чудодейственного источника была построена часовня-купальня, где можно набрать водицы и омыться в бассейне. Паломники утверждают, что омовение в бассейне и целебная вода из колодца помогают избавиться от многих болезней.
В 2005 году приходу была пожертвована старинная икона. Реставраторы Киево-Печерской Лавры установили, что святому лику Богоматери — более двухсот лет. Икона Девы Марии получила название по месту пребывания — Одигитрия (Путеводительница) Байтальская.
Вероятно, что это одна из уцелевших монастырских святынь, которая снова вернулась «домой».
Специалисты утверждают, что Байтальский образ Пресвятой Богородицы является почти копией другой святыни — Львовской иконы Божьей Матери, также написанной на темном фоне и известной с 1534 года.
На водосвятных молебнах перед Байтальской иконой Божьей Матери исцелялись больные, в семьях, которые долго не имели детей, рождались малыши. Прихожане завели книгу, где записывают свидетельства о благодатной помощи Божьей Матери Байтальской.
Ярким примером такого чуда является семья священника Антония Кумпете. Не дождавшись с женой собственных детишек, они взяли на воспитание 6 чужих детей, а после появления в храме чудотворной иконы в его семье родилось двое своих чад.
Много исторических интересностей о селе может поведать 87-летний краевед, художник и скульптор, заслуженный работник культуры Украины Георгий Белалы, который в 1980 году открыл сельский историко-краеведческий музей.
Ныне это единственный (если не считать музей г. Ананьева) сельский историко-краеведческий музей в Ананьевской громаде. В его коллекции — сотни экспонатов, самые древние из которых относятся к каменному веку. Как-то в песчаном карьере крестьяне наткнулись на скелет мастодонта, а найденный на каком-то огороде кувшин с 90 римскими динариями свидетельствует о тесных торговых отношениях жителей Северного Причерноморья с Римом.
В археолого-этнографическом отделе демонстрируются остатки посуды, кремниевые скребки и каменные топоры эпохи неолита и бронзы. О быте крестьян «ведают» ярма, жернова, деревянный инвентарь, изделия гончаров, резчиков, вышивальщиц.
Дополняет музейное собрание галерея полотен Георгия, на которых он увековечил живописные окрестности и портреты земляков. На одном из портретов — председатель колхоза Павел Маринич, именем которого названа центральная улица. Труженик знаменит тем, что построил в селе больницу, школы, Дом культуры и т. п.
В 1974-м Георгий Белалы в соавторстве с учителем рисования Жеребковской ООШ №2 Анатолием Власовым разработали эскизы обелисков воинам, погибшим, освобождая села Струтинка и Красный Хутор. Через год по их проекту был построен мемориал в Байталах в честь 240 односельчан, павших на фронтах Второй мировой войны, и 12 неизвестных солдат, погибших при освобождении села в 1944-м.
Не обошлось без сельского художника и сооружение памятного знака жертвам Голодомора.
Художественным талантом не обделены еще многие односельчане Георгия. Наталья Лаба мастерски вышивала украинские рушники, Елена Плотянская — замечательные скатерти, а картины из соломки творила Мария Мациборко. Немало их и произведений других местных мастеров украшают музейные экспозиции.
К сожалению, музей не получил ни статуса «народного» в советское время, ни поддержки нынешней власти, и после нескольких ограблений постепенно приходит в упадок.
Центром культуры Байтал стал построенный в 1956 году сельский Дом культуры. На его сцене ставились пьесы украинских классиков, а на экране демонстрировались киноленты.
Прославлял Байталы и хоровой коллектив, который насчитывал полсотни участников и выступал на различных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности в районе и области.
Директором Дома культуры долгие годы был Владимир Тимчиский, которого сменила Валентина Цинкан — основательница хора «Хлебороб».
Сейчас культурную жизнь продолжает женский песенный квартет «Оберег».
С 1952 года появилась в селе библиотека, которая сначала располагалась под камышовой крышей, и только через два десятилетия переехала в новое помещение.
Сейчас несколько сотен читателей обслуживает библиотекарь Татьяна Жосана. Когда библиотеке понадобился очередной косметический ремонт, необходимый стройматериал предоставил отец Антоний, который, кстати, подарил библиотеке более 150 книг религиозной тематики.
О селе можно прочитать в книге польского путешественника Юзефа Крашевского «Воспоминания об Одессе, Едисане и Буджаке» (1846 г.):
«Бесконечной степью, минуя только несколько (по-видимому, татарских) могил, слева, дорога едет в Ананьевскую слободу в большей части через молдавское поселение Байталы. Та слобода построена в безлесной местности, и это странно выглядит. Лежит она в каком-то высохшем русле, в мелком овраге, между двумя холмами, да так рассыпана редко и широко, что избушку от избы часто четверть версты и четверть огорода делят. Каждый домик окружают огород и постройки.
Хатки молдаван чистые и порядочные, промазанные глиной, часто окрашенные желтым с черными ободками. Молдаване, которых я здесь встретил первыми, давние выходцы из Бессарабии и Валахии. Остальные — это потомки румын, переселенцев из Дакии, которые добрались сюда. Я слышал молдавские истории о событиях древности, которые рисовали их гордыми, полными благородства.
Их румынский язык остался надлежащим.
Из Байтал дорога через несколько каменных мостов идет к Ананьеву».
Читайте также:
Красносельская громада граничит с Одессой. Сейчас там подходят к концу работы по обустройству новой дамбы… Read More
В Одесской области многие депутаты и руководители громад продолжают публично общаться на русском языке, несмотря… Read More
Украинская группа Ziferblat с песней "Bird of pray" вышла в финал "Евровидения" по итогам первого… Read More
Во время наступления ВСУ в Курской области РФ погиб 27-летний житель села Прибрежное Шабовской громады… Read More
Из-за дроновой атаки РФ в ночь на 1 мая 16-этажный дом на Ярослава Мудрого, 2… Read More
Одесский стадион «Черноморец» откроет свои двери для болельщиков на домашнем матче «Черноморец» – «Динамо». Это… Read More