Село Байталы Ананьевской громады уже 325 лет ташует на уютных берегах седовласого Тилигула. В названии поселения, которое переводится с тюркского как "трехлетняя кобылица", воинственные кочевники, жизнь которых проходила в седле, навечно запечатлели генетическую любовь к этим грациозным животным. Именно в Байтальской долине ногайские татары разводили лошадей для турецкой гвардии, а через века местные дворяне поставляли породистых рысаков уже для императорских конюшен.
По легендам, более трех веков назад неподалеку Байтал существовал мужской монастырь, вблизи которого жебонили три чудотворных источника с целебной водой.
Тайными тропами пробирались в обитель паломники, чтобы помолиться и получить исцеление.
Чудом обходили православную святыню бусурманы, но как-то напали на монастырь, уничтожили и пленили около 300 монахов, а здания сожгли.
Уцелевшим монахам удалось спасти из пламени лишь несколько святынь, а руины поросли деревьями и кустарниками, лишь в одном месте целебная вода пробивалась из земли.
Много ее утекло с того времени, и лишь с приходом протоиерея Антония Кумпете был возрожден храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведен и освящен надвратный храм во имя святого великомученика и чудотворца Георгия, строится женский монастырь.
В 2009-м на месте бывшего монастыря и чудодейственного источника была построена часовня-купальня, где можно набрать водицы и омыться в бассейне. Паломники утверждают, что омовение в бассейне и целебная вода из колодца помогают избавиться от многих болезней.
В 2005 году приходу была пожертвована старинная икона. Реставраторы Киево-Печерской Лавры установили, что святому лику Богоматери — более двухсот лет. Икона Девы Марии получила название по месту пребывания — Одигитрия (Путеводительница) Байтальская.
Вероятно, что это одна из уцелевших монастырских святынь, которая снова вернулась «домой».
Специалисты утверждают, что Байтальский образ Пресвятой Богородицы является почти копией другой святыни — Львовской иконы Божьей Матери, также написанной на темном фоне и известной с 1534 года.
На водосвятных молебнах перед Байтальской иконой Божьей Матери исцелялись больные, в семьях, которые долго не имели детей, рождались малыши. Прихожане завели книгу, где записывают свидетельства о благодатной помощи Божьей Матери Байтальской.
Ярким примером такого чуда является семья священника Антония Кумпете. Не дождавшись с женой собственных детишек, они взяли на воспитание 6 чужих детей, а после появления в храме чудотворной иконы в его семье родилось двое своих чад.
Много исторических интересностей о селе может поведать 87-летний краевед, художник и скульптор, заслуженный работник культуры Украины Георгий Белалы, который в 1980 году открыл сельский историко-краеведческий музей.
Ныне это единственный (если не считать музей г. Ананьева) сельский историко-краеведческий музей в Ананьевской громаде. В его коллекции — сотни экспонатов, самые древние из которых относятся к каменному веку. Как-то в песчаном карьере крестьяне наткнулись на скелет мастодонта, а найденный на каком-то огороде кувшин с 90 римскими динариями свидетельствует о тесных торговых отношениях жителей Северного Причерноморья с Римом.
В археолого-этнографическом отделе демонстрируются остатки посуды, кремниевые скребки и каменные топоры эпохи неолита и бронзы. О быте крестьян «ведают» ярма, жернова, деревянный инвентарь, изделия гончаров, резчиков, вышивальщиц.
Дополняет музейное собрание галерея полотен Георгия, на которых он увековечил живописные окрестности и портреты земляков. На одном из портретов — председатель колхоза Павел Маринич, именем которого названа центральная улица. Труженик знаменит тем, что построил в селе больницу, школы, Дом культуры и т. п.
В 1974-м Георгий Белалы в соавторстве с учителем рисования Жеребковской ООШ №2 Анатолием Власовым разработали эскизы обелисков воинам, погибшим, освобождая села Струтинка и Красный Хутор. Через год по их проекту был построен мемориал в Байталах в честь 240 односельчан, павших на фронтах Второй мировой войны, и 12 неизвестных солдат, погибших при освобождении села в 1944-м.
Не обошлось без сельского художника и сооружение памятного знака жертвам Голодомора.
Художественным талантом не обделены еще многие односельчане Георгия. Наталья Лаба мастерски вышивала украинские рушники, Елена Плотянская — замечательные скатерти, а картины из соломки творила Мария Мациборко. Немало их и произведений других местных мастеров украшают музейные экспозиции.
К сожалению, музей не получил ни статуса «народного» в советское время, ни поддержки нынешней власти, и после нескольких ограблений постепенно приходит в упадок.
Центром культуры Байтал стал построенный в 1956 году сельский Дом культуры. На его сцене ставились пьесы украинских классиков, а на экране демонстрировались киноленты.
Прославлял Байталы и хоровой коллектив, который насчитывал полсотни участников и выступал на различных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности в районе и области.
Директором Дома культуры долгие годы был Владимир Тимчиский, которого сменила Валентина Цинкан — основательница хора «Хлебороб».
Сейчас культурную жизнь продолжает женский песенный квартет «Оберег».
С 1952 года появилась в селе библиотека, которая сначала располагалась под камышовой крышей, и только через два десятилетия переехала в новое помещение.
Сейчас несколько сотен читателей обслуживает библиотекарь Татьяна Жосана. Когда библиотеке понадобился очередной косметический ремонт, необходимый стройматериал предоставил отец Антоний, который, кстати, подарил библиотеке более 150 книг религиозной тематики.
О селе можно прочитать в книге польского путешественника Юзефа Крашевского «Воспоминания об Одессе, Едисане и Буджаке» (1846 г.):
«Бесконечной степью, минуя только несколько (по-видимому, татарских) могил, слева, дорога едет в Ананьевскую слободу в большей части через молдавское поселение Байталы. Та слобода построена в безлесной местности, и это странно выглядит. Лежит она в каком-то высохшем русле, в мелком овраге, между двумя холмами, да так рассыпана редко и широко, что избушку от избы часто четверть версты и четверть огорода делят. Каждый домик окружают огород и постройки.
Хатки молдаван чистые и порядочные, промазанные глиной, часто окрашенные желтым с черными ободками. Молдаване, которых я здесь встретил первыми, давние выходцы из Бессарабии и Валахии. Остальные — это потомки румын, переселенцев из Дакии, которые добрались сюда. Я слышал молдавские истории о событиях древности, которые рисовали их гордыми, полными благородства.
Их румынский язык остался надлежащим.
Из Байтал дорога через несколько каменных мостов идет к Ананьеву».
Читайте также:
Наушники-переводчики — это не просто гаджет, а настоящий мост между языками. Они распознают речь собеседника,… Read More
В Одесской области разоблачили инспектора пограничной службы, который наладил канал незаконной переправки мужчин призывного возраста… Read More
Стабилизационные отключения электроэнергии, введенные по всей стране после очередной массированной атаки россиян на энергообъекты, продолжатся… Read More
Во вторник, 18 ноября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Две подруги решили отправиться в осенний поход на гору Парашка во Львовской области, однако путешествие… Read More
Днями историк и бывший руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович представил книгу про последнего командира… Read More