Традиции. Наше богатство и спасительный оберег. Они входят в наше бытие и настойчиво борются за право на существование. Именно они как ничто другое способны прикасаться к самым чувствительным струнам наших сердец.
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи. Праздник Ивана Купала. В отдаленные исторические времена купальские ритуалы числились волшебными. Накануне Купала мужчины и женщины уходили в леса, где собирали снадобье, корни, после чего готовили из них ритуальные напитки. Празднование проводилось преимущественно у рек. Девушки плели венки из полевых цветов и перед закатом пускали венки по воде. Традиционно гадали на своих «суженых», ведь гадания на Ивана Купала издавна считаются правдивыми и судьбоносными.
Обычаи – маленькие, но яркие части разнообразного фольклора, – это постоянно доказывают. Они живы не только среди старшего поколения, но и находят отголосок в душах наших детей, им действительно присуща гигантская объединительная энергия.
Помню, как в моем родном селе Делень Арцизской общины отмечался один из самых ярких летних болгарских народных праздников — Еневдень. Для нас, юных болгарочек, этот день всегда был незаурядным событием, ведь именно 7 июля можно было заглянуть за занавес будущего и узнать своего суженого. А что могло больше заинтриговать нас, учениц старших классов?
Первая половина дня проходила как любой другой летний день на селе — в труде и хлопотах.
Магическое действо начиналось в послеобеденное время. Считается, что в этот день солнце достигает своего зенита, и перед тем, как начать сходить наземь, оно купается в животворной силе еневской воды.
Поэтому в этот день принято купаться и обливаться водой. Так мы и поступали: женщины и девушки собирались у воды, поливали друг другу руки, обливались водой и радовались каплям, в которых отражалось палящее солнце. Эти целебные капли падали нам на лицо и одежду и превращались в наши обереги от болезней и всевозможных напастей.
Травы, собранные в этот день, также целебны, поэтому старые и малые собирали травы, высушивали их, чтобы зимой делать всевозможные полезные отвары и настои. А еще все дружно плели венки на счастье и пели…
Клепало клепе, Еньо ле,
рано в неделя, срещу понделник,
да се събират малките моми,
малките моми и големите,
да слушат, Еньо да гледат.
Перевод:
Просыпался Еньо
утром в воскресенье, перед понедельником,
Чтобы собрать девочек, малышей и взрослых –
Еньо встречать и слушать, и смотреть.
Еневдень позапрошлого, мирного года я провела вместе с жителями села Евгеньевка Бородинского общества, и там якобы почувствовала запах своего детства, знакомое шепот своего дома, вспомнила свою любимую бабушку Анну…
На улице, возле дома, где живет 85-летняя баба Тана (Татьяна Димитрова) – главная хранительница традиций в селе, собрались женщины преклонного возраста и девочки-подростки. У них были свои ответственные задачи — старшие готовили необходимые атрибуты для ритуала, а молодые делали небольшие букетики из цветов, которые росли в каждом палисаднике перед домом. И сегодня я помню ту удивительную атмосферу, которая царила там.
Моя бабушка, как и баба Тана, была главной исполнительницей этого обряда. Она тщательно соблюдала все обычаи и рассказывала мне подробности и детали всех народных праздников. Я старалась все запомнить и ловила каждое слово. В первую очередь и за это ее уважали все односельчане. Часто приходили за советом. А на Еневдень она руководила обрядом.
Бабушка наливала в большое ведро воду, садилась на скамейку вместе с другими женщинами и приглашала девочек. Те опускали каждый свой букетик в воду и садились напротив в ожидании чего-то удивительного.
Бабушка погружала цветы в воду и накрывала ведро платком. Заодно женщины начинали петь песню о сапожнике, а бабушка, не глядя, доставала из ведра один из букетиков. Судьба той, кому принадлежали эти цветы, была определена: ее мужем будет либо сапожник, либо тот, кто имеет определенное отношение к этому ремеслу. Дальше женщины заводили песню о деньгах, о достатке, а мы с нетерпением ждали, чей же букетик появится в руках моей бабушки.
Как спели все песни, определив судьбу девушек, букетики вновь возвращались в ведро. Тогда бабка выходила на дорогу и через голову выливала воду вместе с цветами. Считалось, что в том направлении, куда смотрели цветы хозяйки букетика, жил будущий мужчина, а значит, и девушка будет жить там.
Ночью девушки клали свои букетики под подушку и надеялись во сне увидеть образ своего милого.
Так проходил день 7 июля в моем родном селе в пору моего детства.
Давно уже нет бабушки, нет и ее соседок-подружек. И мирная повседневность вспыхнула в ужасах войны.
Но навсегда запечатлелись в памяти теплые воспоминания тех счастливых мгновений бесхитростного сельского бытия.
Поэтому каждый год 7 июля я зажигаю свечи на вечную память о моей бабушке, молю Бога о здоровье и счастье нашего рода, а затем с букетами полевых цветов спешу домой, к семейному очагу, где я снова расскажу своим детям о болгарском празднике Еневдень.
Читайте также:
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More