Программу по замене, модернизации и диспетчеризации лифтов Одесский горсовет принял еще около 10 лет назад. Как обстоят дела с ее выполнением и на ком лежит ответственность за содержание и ремонт лифтов, узнавала «Одесская жизнь».
На момент принятия целевой программы на 2016-2020 годы в Одессе капитальному ремонту подлежали 1518 пассажирских лифтов. Однако согласно нормативам, предельный срок эксплуатации пассажирского подъемного механизма составляет 25 лет. То есть с каждым годом износившихся лифтов становится больше — в среднем на 200 единиц.
В 2020 году программа ремонта завершилась. А перед самым началом войны коммунальщики начали отключать аварийные лифты во многих многоэтажках. Причина — судебные решения на основании актов проверок, подтверждающих, что подъемные механизмы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью людей. А у некоторых лифтов срок эксплуатации и вовсе закончился.
Тогда лишенные лифтов жители многоэтажек готовы были выйти на акции протеста. Горячая линия горсовета накалялась от возмущений одесситов, и коммунальщики в конце концов озаботились поисками средств на замену лифтов. В свою очередь, жильцы пришли к выводу: чтобы не оказаться заложником в 16-этажной башне, не стоит надеяться на коммунальные предприятия и городскую власть. Единственный выход — создать ОСМД и не допускать «лифтового коллапса».
Следить за техническим состоянием лифтов в многоэтажках обязаны ЖКС и управляющие компании. А с появлением объединений совладельцев многоквартирных домов ответственность за их эксплуатацию и текущий ремонт легла на плечи жильцов.
Если в доме создано ОСМД, то оно и является собственником лифтов. Совладельцы должны выбрать предприятие, которое будет обслуживать подъемники. Кроме того, ОСМД, как и коммунальные предприятия, обязаны каждые два года проводить техническое освидетельствование лифтов. А после 25 лет эксплуатации — их экспертизу.
До 2015 года обслуживанием лифтов занималось исключительно предприятие «Одессалифт». Нареканий на его «ненавязчивый сервис» было очень много. Вероятно, потому в городе и появились десятки аналогичных сервисных компаний. Эти предприятия поддерживают механизмы лифтов в рабочем состоянии на основании договора о техническом обслуживании.
В договор входят такие услуги:
Капитальный ремонт и модернизацию такие предприятия могут проводить только с привлечением дополнительных средств от балансодержателей дома или из городского бюджета.
Содержание и ремонт лифта — мероприятия не дешевые. И чем старее его механизм, тем расходы выше. Поэтому в ОСМД обычно предусмотрительно откладывают на это деньги.
Ремонт лифтов у нас в доме включен в ремонтный накопительный фонд, — рассказывает совладелица многоквартирного дома Тамила. — В текущем году на ремонт лифтов, которым исполнилось 20 лет, мы по решению общего собрания потратили 45 тысяч гривен. Столько же, как минимум, необходимо потратить и в следующем году.
Это не самые большие траты, с которыми могут столкнуться жители многоэтажки. Топ дорогостоящих «лифтовых работ» выглядит так:
По словам директора департамента городского хозяйства Натальи Мостовских, город может выделить деньги на капитальный ремонт и замену лифтов ОСМД. Но, по мнению юриста Анастасии Джиголы, при планировании подобных программ власти делают упор на коммунальную собственность. То есть в приоритете — дома на балансе ЖКС и управляющих компаний.
Вместе с тем в некоторых городах Украины действуют программы софинансирования реконструкции, реставрации, проведения капитальных ремонтов и технического переоснащения общего имущества в многоквартирных домах. Они покрывают от 70 до 95% стоимости работ. В итоге финансовое участие жильцов в дорогостоящих ремонтных работах сводится к минимуму.
Целевую программу по модернизации лифтов продлили до 2026 года. В горсовете говорят, что в срок не уложились из-за нехватки денег и подрядчиков. К тому же, как объяснил экс-вице-мэр Дмитрий Жеман, необходимые для лифтов запчасти раньше закупались в Беларуси. После 24 февраля 2022 года пришлось искать новых поставщиков в европейских странах, что требует дополнительного времени. Поэтому пока к ремонту лифтов в одесских высотках приступили только на бумаге. Сейчас оформляется техническая документация и проводятся экспертизы.
Вместе с тем еще в мае депутаты выделили 150 миллионов гривен на закупку 101 лифта.
На каждой следующей сессии мы спрашивали господина Жемана и его подчиненных, успевают ли они с лифтами в этом году. Каждый раз нам отвечали, что успевают, — говорит депутат горсовета Петр Обухов. — На сегодня объявлены тендеры на 39 лифтов из 101. До конца года — меньше трех месяцев. Как думаете, успеют установить все?
Даже если свершится новогоднее чудо и успеют установить все 101, уже в следующем году настанет срок ремонта еще для 200 лифтов, а значит, общий список не уменьшится. И не последнюю роль в этом ремонтном конвейере играют сами балансодержатели.
Каждый год мы формируем титул капитального ремонта лифтов и проводим работы. Я хочу заметить, что такие титулы были бы меньше, если бы управляющие домами выполняли в соответствии с приказом Кабинета министров правила обслуживания лифтов, — говорит Наталья Мостовских.
И с ней нельзя не согласиться.
Тем временем появилась информация, что департамент городского хозяйства разместил тендеры о ремонте 22 одесских лифтов на платформе Prozorrо. Стоимость ремонта каждого подъемного механизма оценили почти в полтора миллиона гривен. В нее входят замена тросов и лифтового оборудования, а также электроосвещение лифтовых шахт. Общая сумма работ составляет более 28 миллионов гривен. По данным, указанным в тендерах, все лифты должны отремонтировать до конца этого года.
Где отремонтируют лифты:
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Завтра, в субботу, 21 сентября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается еще больше… Читать далее
Вагонка из натуральных пород дерева — именно тот материал, который позволит создать в доме уют… Читать далее
В честь Дня города Рени жители Ренийской громады провели благотворительную ярмарку в поддержку ВСУ, в… Читать далее
Из российского плена вернулся защитник Мариуполя, воин Национальной гвардии Украины балтянин Никита Титов. Когда он… Читать далее
Украинская фауна сейчас переживает множество вызовов. Войну, климатические изменения и агрессивную деятельность людей. В этом… Читать далее
Саврань — столица лесной жемчужины Одесской области — находится в междуречье рек Савранки и Южного… Читать далее