Издавна наши предки украшали орнаментом и растительными узорами дома, печи, сундуки, посуду. Эти традиции со временем отошли. Но не забылись. И сегодня, несколько трансформировавшись, они заявляют о себе, напоминая об украинских традициях, истории и быте.
СТЕНОПИСЬ ГОЛЬМА
Путешествуя из Одессы в Балту, а оттуда — на Кодыму, залюбуешься стенописью — своеобразной визитной карточкой народного искусства.
Очаровывает путешествующих из Одессы в Балту обустроенная и расписанная остановка в селе Гольма.
— Сюжет гольмовской росписи — хозяйственно-бытовой на фоне исторического контекста. Здесь отображены эпизоды сельской жизни, традиционная одежда, крестьянское подворье. Кто-то увидит чумака с волами, вспомнив, что через село проходил чумацкий путь, и задумается над тем, как богата история села, как и этого края, — говорит уроженец Кодымщины Вячеслав Кушнир, декан факультета истории и философии Одесского национального университета имени Мечникова.
Вернулись к настенной росписи и жители сел Будеи, Ивашков, Лысогорка, Пирожная, Писаревка, Загнитков, Алексеевка, Шершенцы и других сел севера Одесской области.
— Мне приходилось писать о таких объектах возле сел Барсуки, Лысогорка, на пути от Кодымы до Балты, о росписи жилых и вспомогательных сооружений на Балтщине и Кодымщине. Они выполнены в разных стилях и сюжетах преимущественно символического характера. Как-то по делам побывал в Ивашкове. Случайно заметил на одной из усадеб разрисованные двери хозяйственного помещения. Хозяин усадьбы, он же и художник, вполне серьезно убеждал меня не фотографировать его произведение, потому что оно, по его мнению, некачественное. Мои попытки объяснить, что дело не в качестве, а в совсем другом, были однозначно неудачными, — рассказывает Вячеслав Кушнир.
Вячеслав Григорьевич поведал, что большинство из нас воспринимает подобное декорирование зданий как развлечение, демонстрацию способностей художника.
Настенная роспись трансформировалась как по жанровой стилистике, так и пониманием содержательного наполнения. Если в начале XX века в селах на севере Одесской области в интерьере жилья можно было наблюдать немало сюжетных картин, то к середине века они потеряли актуальность. Зато активно используется отделка орнаментами геометрического, растительного характера внутренних и внешних стен зданий, окон, дверей.
Вместе с тем из памяти постепенно исчезают поверья, которые наполняли содержанием отдельные элементы, а знаки и символы из сакральных превращаются лишь в эстетические компоненты декора. Подведение завалинки дома по периметру в виде полосы, обрамление орнаментом окон и дверей становятся лишь украшением. Раньше же это считалось прежде всего препятствием для проникновения в жилище демонических сил. Так и «дерево жизни» на камине печи, которое пишут, часто забывая о его обереговой функции.
— Много лет назад стенопись была частью ряда обрядовых практик, но с течением времени превратилась в обычай. Мы должны понимать, что наивные стенописные картины сельских художников на самом деле являются продолжением давней традиции, которую следует поддерживать, — убежден Вячеслав Кушнир.
Городской голова Одессы Геннадий Труханов получил благодарность от командования Третьей отдельной штурмовой бригады. Отличие вручили… Read More
Наверное, большинство людей любят быть душой компании. Есть разные способы привлечь к себе внимание и… Read More
Албанцы, как и представители других народов Нижнего Придунавья, переживали разные времена. Были и сытые годы,… Read More
В городе Вилково Измаильского района во время общественных слушаний по стратегической экологической оценке произошло чрезвычайное… Read More
Выбор между арендой и рассрочкой жилья — часто задаваемый вопрос среди тех, кто стремится жить… Read More
В Одесской области подвели итоги Национального мультитеста-2025. Гордиться есть чем: 190 участников набрали 200 баллов… Read More