Настоящая история Украины кроется не в книгах и рассказах, а в традиционной вышивке. Ко Дню вышиванки «Одесская жизнь» подготовила фоторепортаж рушников и вышиванок с одесских музеев, а также узнана, какую историю они скрывают.
Несколько лет назад у директора музея Рериха Елены Петренко возникла идея создать «уголок» украинской культуры. А что представляет нашу культуру ярче всего? Верно — вышивка. Тогда на помощь позвали украинскую художницу Светлану Крижевскую.
— Звісно, вишивка по всьому світі існую, але у житі українців вона відігравала дуже величезну роль. Це не елемент прикраси, як зараз багато хто вважає, вишивка має сакральне значення, тобто святе в орнаменті. Колись вишиванка була паспортом людини: розповідала про її статус, вік, родовід. Взагалі сучасну вишиту машинкою сорочку, важко назвати вишиванкою, вона не несе жодного сакрального коду та індивідуальності», — объяснила Светлана Григорьевна.
Сама Крижевская рекомендует всегда обращать внимание, что изображено на «искусственной» вышиванке. Это касается и обрядового рушника. Иначе неверно вышитые знаки могут повлиять на нашу жизнь. Сейчас в музее Рериха можно увидеть рушник с разноцветной вышивкой из Закарпатья. Его полотно соткали по почти утерянному методу. Также здесь есть наш «подольский» рушник в красно-черных тонах с геометрическими фигурами. Кстати, это самый древний вид вышивки. Ну, а как же уголок украинской культуры без портрета Тараса Шевченко на рушнике. Правда его соткали на машинке. Елена Григорьевна привезла его с Украинского культурного центра при посольстве в Израиле. Еще в музее красуется рушник херсонской мастерицы Любови Федоренко. Она не придерживается сакральных смыслов, но замечательно вышивает. В планах у хранителей музея намного увеличить экспозицию украинским атрибутами.
Мы забыли, что в стенах Одесского литературного музея хранится очень интересный экспонат — вышиванка самого известного авторота гуморесок Степана Олейника. Ее в 1982 году передала в музей сестра писателя Мария Ивановна после его смерти. Жизнь одесского поэта была далеко не такой веселой, как гуморески. За то, что Степан Иванович все время носил вышиванку в советское время его посадили в тюрьму. В Литературном музее храниться еще одна интересная вещь — вышитый в символике Одесской области рушник Олейника.
— Степан Олійник народився у Пасицелах Балтського району. Через деякий час його сім’я переїхала в село Левадівка. Кожного року Степан Іванович приїздив на рідну землю. Це було його місце сили. У той час традиційно збиралися селяни, щоб послухали його розповіді. І кожного разу вони зустрічали письменника з паляницею на вишитому рушникові», — рассказала заведующая массовым отделом Яна Ивановна. Но самое интересное — это сохранившийся след от паляници, которой когда-то угощали Олейника. Вот такая богатая историей обыденная украинская атрибутика.
А вы знали, что у нас есть «Живой музей» нематериального культурного наследия Одещины. Ему около 15 лет и он работает при Одесском областном центре украинской культуры. Сюда приходят, чтобы узнать о традициях родного края. Конечно же, здесь особое место занимает традиционная одесская вышивка. На стройных манекенах красуется свадебная женская сорочка, с характерной подольской вышивкой. Рядом с ней можно увидеть повседневный женский наряд — на его рукавах изображено 28 ромбов символизирующих лунный календарь. В музее также есть вышиванка из Полесья, идентичная болгарская вышивка с узорами из голубых нитей, традиционная мужская вышиванка и цветочная сорочка с элементами молдавской вышивки.
— Якось я захотіла пошити собі вишиту сорочку. Довго думала, що придумати. І виришила, що вона буде характеризувати той регіон, звідки я родом — Рівненщину. Сорочка була зшита за всіма традиціями. А потім одного разу я поїхала у свій рідний край, і випадково виявила в скрині бабусі таку ж вишиванку як у мене. До цього я її навіть не бачила. Вишивка та візерунки на рукавах були однакові. Бабуся її вишила у 16-ть років. Говорять, що так спрацьовує генетична пам’ять», — поделилась личной историей директор центра Валентина Витос. Какая же экспозиция музея без одесских рушников. Самый уникальный из них — это «Рушник національної єдності «Сонячна Одещина». Все, что на нем изображено красными нитками символизирует Одессу, людей и традиции. Создавали рушник более 2500 людей. Его вышивали три года на полотне которому боше 100 лет. Сейчас рушник выполняет функцию оберега. Кстати, в «Живом музее» работают мастерицы, которое могут обучают настоящей вышивке.
В музее «Степовая Украина» представлено несколько традиционных вышиванок XIX века. К сожалению, музейщикам не всегда удается сохранить полную историю экспоната. Сам музей начал работать еще в 1927 году, но 30-е годы его закрыли. Часть экспонатов которые мы видим в «Степовой Украине» в 1955 году передали из Одесского археологического музея. Например, мужская сорочка из села Балтской общины. На ней красными нитками вышиты розы и листья светло-серого цвета. Дополняет эту экспозицию женский белый наряд с цветочным орнаментом, вышитый красными и черными нитками. Если присмотреться к яркому подолу фартука, то можно увидеть вышитое имя его владелицы: «Харитина Рудая, 1919 рік». Таким когда-то был праздничный наряд в Одесской области. На отдельном стенде с сорочками и рушныками гармонично смотрится вышиванка из Закарпатья с вышитыми на рукавах цветами по диагонали. Традиционная сорочку из Черниговщины — этой области характерен геометрический орнамент вышитый красным. А также наша сорочка из Кодымщины со свастикой:
— Це жіноча сорочка із сваргою, або як кажуть «свастикою». Стародавні арійці називали цей знак «свастю», а в сучасній мові це звучить як «щастя». Це символ добра та благополуччя», — рассказа во время экскурсии исполняющая обязанности заведующей музея Галина Загребенюк. Рушрики, которые весят рядышком на стенде, также родом из разных областей Украины — Закарпатья, Чернигова, Приднепровья. Но мы обратим внимание на обереговые рушники Одещины. Они вышиты неповторимым анималистическим орнаментом. В экспозиции музея таких рушника два. Первый рушник — с вышитыми всадниками и собаками с копьем. Обычно их вышивали женщины за одну ночь перед тем, как отправить мужа и сына на охоту или на войну. Чтобы вернуться домой живым и здоровым, мужчина носил рушник с собой. Второй рушник — с фигурками держащихся за руки людей и зооморфными лошадями вышивали, когда случалась какая-то беда. Также в коллекции музея находится вышитый красными нитками рушник «божник», ним украшали иконы, и тематический рушник с вышитыми сценками из жизни разноцветными нитками.
Эта пожелтевшая от времени бумага с изображением орнамента из хранилища Одесского художественного музея на самом деле исторически зафиксированный орнамент вышивки в 1922 году. Автор полотна художница и живописец Олимпиада Стоянова-Косолапова. С 1917 по 1928 год она работала в центре ткачества в Черниговской области и в конце 20-х годов готовила к печати альбом с подобными зарисовками. В этих работах Олимпиада изобразила украинские орнаменты ковров, большинство из которых уже исчезло. А когда художница переехала в Одессу, передала свои акварели в художественный музей.
Читайте также:
По информации синоптиков, завтра, в среду 2 июля 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
На российско-украинской войне погиб командир 110-й отдельной механизированной бригады имени генерал-хорунжого Марка Безручко полковник Сергей… Read More
Село Каракурт, что в Болградском районе, уникальное — здесь живут выдающиеся полиглоты. Жители говорят на… Read More
Сегодня, 1 июля 2025 года, на 11-й станции Большого Фонтана в Одессе торжественно открыли обновленный… Read More
Начало регистрации через Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) домашних животных вызвало много вопросов. Пока в… Read More
Война кардинально изменила правила игры для украинского бизнеса, особенно в южных регионах, таких как Одесская… Read More