Статьи

Одесские истории: как в Одессе 100 лет назад показывали «трехмерное кино»

6 ноября 1912 года в столичных газетах появилось сообщение, что в Одессе впервые в Российской империи будет продемонстрировано представление «Кинопластикона» — синематографа без экрана.

Для того чтобы одесситы смогли посмотреть на заграничное чудо, пришлось для показа «трехмерного кино» специально переоборудовать и приспособить помещение на улице Ланжероновской, 28. Ничего подобного до того времени Одесса не видела.

«Театр искусственных людей», как «Кинопластикон» называли в Европе, был основан на голографической проекции. Для демонстрации спектакля требовалось немного: специальное помещение, лист стекла и особое освещение. На пустой сцене вдруг начинали появляться и исчезать фигуры и предметы, которые становились прозрачными или превращались из одного в другой. Это не только давало полную иллюзию настоящего театрального действия, но и напоминало появление призраков. Газеты описывали это так: «Действующие лица вxoдят, играют на различных инструментах, садятся на настоящую мебель, поют под аккомпанемент оркестра, исчезают за кулисы, возвращаются, раскланиваются с публикой».

Двор на Ланжероновской, 28, в котором находился цирк «Кинопластикон»

«Кинопластикон» работал до начала Первой мировой войны. При этом одесские умельцы пытались даже усовершенствовать изобретение: они экспериментировали со звуком, записывая его на грампластинку.

Сама технология «Кинопластикона», которую по-другому еще называли «эффектом Пеппера», была изобретением англичан — инженера Генри Диркса и профессора химии Джона Пеппера, хотя газеты упорно называли их немцами. Разработал технологию Диркс, а усовершенствовал для демонстрации в театре Пеппер.

Эффект Пеппера

На международной кинематографической выставке это изобретение получило высшую международную награду и особый приз Нижней Австрии. Кстати, эту технику, основанную на эффекте камеры-обскуры, иллюзионисты используют до сих пор.

Источники: odessa.web2ua.com, uc.od.ua, starosti.ru


Ранее мы рассказывали об удивительной истории дворца Абызы в Одессе.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Новости партнеров

Как выбрать идеальный букет в Одессе: практические советы для любого случая

Прежде чем погрузиться в обсуждение, как выбрать букет цветов в Одессе, давайте-ка вспомним, почему их… Read More

20-10-2025 в 23:19
  • Новости

Почти 3,5 миллиона деревьев планируют высадить в Одесской области до конца года

В Южном филиале ГП «Леса Украины» стартует особая осенняя лесокультурная кампания: по программе Президента «Зеленая… Read More

20-10-2025 в 22:44
  • Новости

Первую из девяти когенерационных установок в Одессе уже запустили

Первая из девяти когенерационных установок, внедренных в партнерстве с ПРООН и при поддержке Японии, Швеции… Read More

20-10-2025 в 21:33
  • Новости

Погода в Одессе: что прогнозируют синоптики на вторник, 21 октября

Во вторник, 21 октября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More

20-10-2025 в 20:33
  • Новости

Директор БЭБ представил три ключевые инициативы для Одесской области

20 октября в Одессе директор Бюро экономической безопасности Украины Александр Цивинский представил в регионе три… Read More

20-10-2025 в 19:37
  • Новости

В Одессе установили механизм двойной подписи финансовых документов: что это такое

Секретарь Одесского городского совета Игорь Коваль утвердил порядок первой и второй подписей на финансово-платежных документах,… Read More

20-10-2025 в 18:45