Статьи

Одесские истории: как в Одессе 100 лет назад показывали «трехмерное кино»

6 ноября 1912 года в столичных газетах появилось сообщение, что в Одессе впервые в Российской империи будет продемонстрировано представление «Кинопластикона» — синематографа без экрана.

Для того чтобы одесситы смогли посмотреть на заграничное чудо, пришлось для показа «трехмерного кино» специально переоборудовать и приспособить помещение на улице Ланжероновской, 28. Ничего подобного до того времени Одесса не видела.

«Театр искусственных людей», как «Кинопластикон» называли в Европе, был основан на голографической проекции. Для демонстрации спектакля требовалось немного: специальное помещение, лист стекла и особое освещение. На пустой сцене вдруг начинали появляться и исчезать фигуры и предметы, которые становились прозрачными или превращались из одного в другой. Это не только давало полную иллюзию настоящего театрального действия, но и напоминало появление призраков. Газеты описывали это так: «Действующие лица вxoдят, играют на различных инструментах, садятся на настоящую мебель, поют под аккомпанемент оркестра, исчезают за кулисы, возвращаются, раскланиваются с публикой».

Двор на Ланжероновской, 28, в котором находился цирк «Кинопластикон»

«Кинопластикон» работал до начала Первой мировой войны. При этом одесские умельцы пытались даже усовершенствовать изобретение: они экспериментировали со звуком, записывая его на грампластинку.

Сама технология «Кинопластикона», которую по-другому еще называли «эффектом Пеппера», была изобретением англичан — инженера Генри Диркса и профессора химии Джона Пеппера, хотя газеты упорно называли их немцами. Разработал технологию Диркс, а усовершенствовал для демонстрации в театре Пеппер.

Эффект Пеппера

На международной кинематографической выставке это изобретение получило высшую международную награду и особый приз Нижней Австрии. Кстати, эту технику, основанную на эффекте камеры-обскуры, иллюзионисты используют до сих пор.

Источники: odessa.web2ua.com, uc.od.ua, starosti.ru


Ранее мы рассказывали об удивительной истории дворца Абызы в Одессе.

Share
Ирина Сорокина

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Последние статьи

  • Новости

Прогноз синоптиков на субботу, 21 сентября: еще больше потеплеет

Завтра, в субботу, 21 сентября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается еще больше… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Деревянная вагонка: преимущество и простота монтажа

Вагонка из натуральных пород дерева — именно тот материал, который позволит создать в доме уют… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Главное в голубцах — косточки перемыть: как жители Рени готовили ярмарку ко дню города

В честь Дня города Рени жители Ренийской громады провели благотворительную ярмарку в поддержку ВСУ, в… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Никита Титов: защитник Мариуполя о тридцати месяцах в российском плену

Из российского плена вернулся защитник Мариуполя, воин Национальной гвардии Украины балтянин Никита Титов. Когда он… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Как война влияет на украинскую фауну: биолог Иван Русев дал неутешительные прогнозы (видео)

Украинская фауна сейчас переживает множество вызовов. Войну, климатические изменения и агрессивную деятельность людей. В этом… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

626 лет Саврани: наварили борща и отпраздновали донатами на ВСУ

Саврань — столица лесной жемчужины Одесской области — находится в междуречье рек Савранки и Южного… Читать далее

2024-09-20