Мастерская художника напоминает рубку корабля, а огромное колесо, приводящее в движение офортный станок, - это штурвал, что удерживает корабль-студию Геннадия Гармидера на правильном курсе. С его помощью поэт и живописец исторической Одессы уходит в плавание по фарватерам улиц, заплывает в гавани одесских дворов, отдавая якорь у жемчужин архитектуры Южной Пальмиры.
Во время работы над иллюстрациями к повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» Геннадий Гармидер познакомился с другом детства писателя Евгением Запорожченко, одесским краеведом. Он то и предложил художнику сделать серию офортов «Старая Одесса».
— Мы гуляли с ним по городу. Он показывал мне дома, созданные знаменитыми архитекторами и принадлежащие известным одесситам, — вспоминал Геннадий. – И я, загоревшись этой идеей, рисовал старинные дома Одессы, связанные с историей города.
И здесь произошло истинное чудо. Воскрешая в картинах и образах облик легендарной Одессы времен ее «золотого века», знатный старожил и уже маститый художник совместными усилиями сотворили настоящую «машину времени».
Сначала воскресли в первозданном виде циркульные здания у памятника Дюку на Приморском бульваре, затем обрели аристократическую респектабельность английский клуб и Воронцовский дворец, первой в Европе «начала торговать» пшеницей Хлебная биржа. Затем явили себя «vis-a-vis» современники Пушкина: вышли на променад чинные матроны с гувернантками и детворой, продефилировали легкой походкой со своими очаровательными спутницами лицеисты, эта «золотая» одесская молодежь.
Вслед за этим на офортах Воронцовской поры появились господа негоцианты и биржевые маклеры, приказчики из модных магазинов и рестораторы, «львицы» из высшего света в парижских кринолинах и флиртующие с ними щегольски выряженные кавалеры.
По одесским улицам прошлись греческие повстанцы со знаменем Филики Этерии и бравые офицеры, удостоенные наград за геройство на полях сражений. На Соборную площадь вышли на смотр служивые Одесского гарнизона.
Наконец, появились могучие волы, которые тянули в Одессу мажи с зерновыми хлебами едва ли не всей Степовой Украины — основу благоденствия старой доброй Одессы.
Менялись времена, и в антураже одесских улиц стали оживать тени и других одесситов «с раньшего времени»: дамы одесского бомонда и вальяжные биржевики, пролетарии и студенты, амбалы порта и биндюжники, городовые и налетчики, продавцы мороженого и прочего съестного дрязга, – эти забытые персонажи одесских улиц времен детства Вали Катаева и Жени Запорожченко.
Помчались по гулкой булыжной мостовой пролетки, заскрежетали на рельсах трамваи, зазвучали рожки трамкарет, запели клаксоны первых авто. Отправившись с гостями города в Александровский парк, зазвенела на Строгановском мосту конка. На Куликовом поле задымил паровозик дачного поезда на Большой Фонтан. Затрубив басом, с грохотом отдали якоря торговые корабли с заморскими товарами на Одесском рейде. Загудел, огибая Воронцовский маяк, пароход «Тургенев». Звонко засвистели, стравливая пар, портовые краны в гаванях порта. Бойко засновали по грандиозной портовой эстакаде поезда с экспортной пшеницей всей Степовой Украины.
Вот удивленно любуется неповторимым видом города с Привокзальной площади заезжий коммивояжер. А здесь подали голоса стекольщики и продавщица жареных каштанов. Там принялись зазывать на уличные представления бродячие кукольники. Закурил папиросу «Сальве» лапетутник у кафе Фанкони. Закричали в людных местах последние, на злобу дня, новости бойкие мальчишки — уличные разносчики газет.
Главный объект — человек
С большим увлечением работает художник над сериями офортов, отражающих архитектуру, неповторимый колорит, дух Одессы ХІХ и ХХ веков. История Одессы привлекательна для Геннадия Гармидера своими культурными и историческими традициями. В серии офортов «Одесса и одесситы на рубеже ХIХ и ХХ веков» интересен композиционный прием, использованный художником. При всем несомненном неиссякаемом интересе к архитектуре и точности деталей, вплоть до вывесок, главным объектом внимания является человек.
Глубокое изучение музейных и библиотечных фондов, а также живые рассказы старейшего одессита, неутомимого краеведа Евгения Запорожченко помогли мастеру художнику создать серию, в которой документальность сочетается с художественностью.
Работы Геннадия Гармидера разошлись по музеям и частным коллекциям Болгарии, Венгрии, США. Книги с его офортами хранятся в Национальной библиотеке Франции и конгресса США, Москвы, Санкт-Петербурга.
Художник и сегодня работает много и напряженно. И верится, что Геннадий Васильевич создаст еще немало произведений, радующих тонким вкусом, высоким мастерством, влюбленностью в жизнь, в историю, в родной город.
Геннадий Васильевич Гармидер
Родился в 1945 году. Окончил Одесское государственное художественное училище имени М.В. Грекова, в котором потом и преподавал, и Киевский государственный художественный институт. Уже ранние его работы на областных, республиканских и зарубежных выставках неизменно привлекали внимание романтикой морской Одессы и образами современников.
Мажа — воз.
Амбалы порта — грузчики или докеры.
Биндюжники — возницы, перевозившие на телеге тяжеловесные грузы.
Трамкареты — конки, передвигающиеся по рельсам.
Лапетутник — мелкий спекулянт.
Одесский горсовет объявил всеукраинский конкурс на создание памятника Лесе Украинке, который появится в сквере Космонавтов,… Read More
В Одесской областной клинической больнице и Одесском областном перинатальном центре введены карантинные ограничения в связи… Read More
18 августа сотрудники КП «ОЭЭМП» обнаружили новые надписи на стенах подземного перехода на ул. Дерибасовской.… Read More
Современное производство невозможно без качественной системы аспирации. Она защищает работников от пыли и вредных выбросов,… Read More
В Одессе состоялось совещание по подготовке предприятия «Инфоксводоканал» к работе в осенне-зимний период. Участники встречи… Read More
Запой — состояние, при котором человек без перерывов употребляет алкоголь в течение нескольких дней или… Read More