Жители села Орловка на юге Одесщины во все времена праздновали Рождество 25 декабря. В этот день здесь проходит обряд Мошу, который занесен в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины. Что же происходит за кулисами обряда?
Вечером 24 декабря в Орловке, в центре села, собираются два отряда колядников (чаты), во главе каждого стоит Мошу. Это крепкий и авторитетный юноша, который надевает маску, сшитую из кроличьих шкур. В обряде участвуют исключительно юноши.
С наступлением сумерек два Мошу и их группы встречаются в условленном месте, танцуют под кларнеты, барабаны и гармошки, после чего разбегаются колядовать.
Утром Мошу сходятся в центре села, где происходит «битва»: юноши поднимают своих Мошу на плечи и начинают сталкиваться: побеждает команда, чей Мошу устоит.
О том, что происходит за кулисами этого праздника, о котором уже многое рассказано, мы попросили рассказать Марию Катаной, бывшую начальницу отдела культуры Ренийского района, которая родилась и выросла в Орловке.
– Колядки разные – на дом и семью, на хозяина, на хозяйку, на ребенка, на парня, на девушку, – рассказывает Мария Катаной. – В моем родном селе до сегодняшнего дня дошли одиннадцать колядок.
Еще на тему: «Щедрик» Леонтовича: украинская колядка, которая стала мировым хитом
Помню, мы показывали зимние обряды на международном фестивале в Яссах. С нами был инженер-электрик Георгий Журя, который знал много колядок. После выступления к нам подошли фольклористы, входившие в жюри. Они плакали от счастья и просили еще раз спеть на диктофон. Например, в одной из колядок была строка примерно с таким содержанием: «Когда я вплавь перебирался через Олт…». Олт – это река в центре Румынии. От реки Олт до нашей Орловки, если через Карпатские горы по прямой, – километров четыреста будет. Кто, когда и при каких обстоятельствах принес эту колядку в Орловку, где она и сохранилась до нашего времени?
Большую роль в сохранении колядок сыграл директор Орловского Дома культуры Федор Никодим. А затем завуч по внеклассной работе Ефросиния Берлинская разучивала с учениками колядки прямо на уроках музыки.
– В Орловке праздники начинались на Андрея Первозванного, – рассказывает Мария Георгиевна. – В этот день юноши и девушки танцевали, вспоминали и разучивали колядки.
Наши бабушки были большими мастерицами по приготовлению постных блюд. Некоторые рецепты уже забыты. Например, сладкий супчик – киселица. У нас было много фруктовых деревьев, поэтому летом сушили груши, абрикосы, сливы, яблоки. Во время поста сухофрукты варили, и в сладкий компот бросали тонко нарезанную домашнюю лапшу – федя. Получался вкусный и полезный сладкий супчик.
Святую Варвару отмечали 17 декабря. Бабушка пекла в этот день постные лепешки – турте. Их еще горячими смазывала медом и с этим угощением отправляла нас к соседям. Сначала мы шли в многодетные семьи. Считалось, что турте – это оберег на зиму от кори и других инфекционных болезней, поэтому ими угощали детей. Прежде всего угощались соседские дети, а уже потом бабушка сажала за стол своих внуков.
– К Рождеству резали поросенка, – продолжает Мария Катаной. – Делали колбасу – гелбаш. Она была из чистого мяса, крупу никогда не добавляли. Для гелбаша использовали толстую кишку. Ее складывали в ведро или другую посудину и заливали топленым салом – так колбаса сохранялась до лета просто в прохладной комнате, ведь холодильников не было. Так же хранили и мясо: приготовив его в печи, заливали салом.
Еще заготавливали перцы в глиняных бочонках. Летом перец запекали на углях и складывали в бочонки, заливая маринадом. Тогда не было ни стеклянных банок, ни закаточных крышек. Перец под маринадом сохранялся очень долго и был необыкновенно вкусным. Но, к сожалению, рецепт маринада утрачен.
На Рождество, помимо холодца, сармале (голубцов), колбасы и других мясных блюд, готовили десерт.
– Осенью, во время сбора винограда, дедушка срезал лозы зайбера с красивыми гроздьями и подвешивал их на чердаке: в таком виде виноград сохранялся до Нового года, – вспоминает Мария Катаной. – Из сладостей на праздничном столе были также кусочки запеченной тыквы и айва. Из айвы вынимали сердцевину, насыпали внутрь немного сахара, наливали вина – и в духовку. Очень вкусно!
Читайте также: Рождество в украинском стиле: как украсить свой дом по традициям наших предков?
Мы всегда пили вино, но немного. Помню, после школы приходим домой, а бабушка достает из печи хлеб. Бывало, она не успевала приготовить обед – а мы же голодные. Тогда бабушка наливала в глиняную миску немного вина, добавляла туда сахара, и мы макали в него горячий хлеб и с удовольствием ели. Взрослые знали, сколько вина можно дать ребенку, чтобы оно пошло на пользу. Ведь вино – лучший антиоксидант.
Тогда, в пятидесятые-шестидесятые годы, в Придунавье зимы были сказочными.
– Помню, в 1957 году снега выпало столько, что виднелись только крыши домов, – дальше делится воспоминаниями Мария Катаной. – Я была отличницей, поэтому ни за что не хотела пропускать школу. Дедушка рано утром встал, чтобы очистить от снега дом, чтобы он «не намок», а затем лопатой начал прокладывать дорогу до школы. Мама укутала меня в шерстяной платок так, что только глаза виднелись, и по снежному туннелю мы пробирались. Вокруг была сказочная красота! Учителя очень удивило наше появление. Дал мне задание на две недели вперед – и велел сидеть дома.
Зимы были морозные. Помню, как на Крещение девушки носили ведрами на коромыслах воду в церковь. Они брали ее из реки, прорубив лед. Пока доносили воду, ведра обрастали сосульками. Представляете, какие были морозы!
Аналоги обряда Мошу можно встретить во многих селах Румынии.
– Такой праздник есть в румынском городе Исакча, – рассказывает Мария Катаной. – Думаю, раньше Дунай часто замерзал – вот и ходили друг к другу в гости. Многие орловцы имеют родственников в Исакче. Я очень рада тому, что молодежь сохраняет традиции, и, что бы там ни было, в ночь с 24 на 25 декабря каждая семья накрывает стол и ждет Мошу. В детстве я боялась его. Дедушка и отец с керосиновой лампой выходили к колядникам, а я выглядывала в окно, наблюдая за юношами в кечулах (высокие шапки из овчины). На шапках были белые цветы, которые делали из парафина. Если в доме была незамужняя девушка, этой ночью она имела право признаться в своих чувствах парню, который ей нравился, – она прикалывала белый цветок на его кечулу. И утром все видели, кто первый парень на деревне.
Подробнее о рождественском обряде Мошу читайте в статье: Обряд «Мошу»: как в Орловке встречают Рождество.
Украинская гимнастка из Одесской области, 7-летняя Саша Паскаль, потерявшая ножку в результате ракетного удара россиян… Read More
В Одесской области полицейские устанавливают обстоятельства внезапной смерти 15-летнего подростка на уроке физкультуры. Read More
– Девушки, айда на вечерницы! – шутят в селе Обжилое на Балтщине, приглашая в дом… Read More
Завтра, в среду, 18 декабря 2024 года, в Одессе и в Одесской области, как и… Read More
Филиал «Инфоксводоканал» сообщает жителям Одессы, руководителям предприятий и организаций, об аварийном отключении водоснабжения в части… Read More
Завтра, в среду, 18 декабря 2024 года в Одессе и Одесской области ожидается облачная погода… Read More