Статьи

На какой улице жить будем: можно ли на скорую руку изменить прошлое

Полномасштабная деколонизация и декоммунизация, наконец, нагрянула и в Одессу. После того, как историко-топонимическая комиссия горсовета в течение нескольких лет не могла определиться с новыми названиями городских улиц и скверов, за дело взялась рабочая группа Одесской областной государственной администрации. В результате распоряжением председателя ОГА Олега Кипера к переименованию представлено 85 топонимов. Среди них - имена писателей славной одесской школы, ученых, героев второй мировой войны. Мнения одесситов по этому поводу резко разделились.

Лидер ОО «Зеленый лист» Владислав Балинский: «будем отстаивать результат»

— Это — историческое решение. Председатель Одесской областной государственной администрации Олег Кипер вошел в историю как руководитель, который несмотря на сопротивление со стороны местной городской «ваты», убрал с топонимической карты Одессы российские маркеры и наполнил ее украинскими смыслами, — отмечает Балинский. — Будем вместе отстаивать результат.

Огромная благодарность за работу Александру Музычко, Артему Карташову и Димитру Петкову.

А также — членам рабочей группы Тарасу Гончаруку, Николаю Сторожуку, Ярославе Витко-Присяжнюк, Сергею Гуцалюку, Ирине Бирюковой, Вячеславу Кушниру, Ярославе Резниковой и директору департамента культуры ООГА Елене Олейник.

Адвокат ОО «Объединение добровольцев Одесской области» Артем Карташов: «наслаждаться творчеством через музеи и книги»
— Ни для кого не секрет, что в советское время и после, продвигали деятелей, которые хоть как-то связаны с Одессой, однако проживали в Москве. Это целая плеяда «советских русских писателей» — Исаак Бабель, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Ильф и Петров, Михаил Жванецкий…

Исаак Бабель, например, подпадает практически под все критерии в законе — советский русский писатель, военный корреспондент, боец Красной Армии и работник иностранного отдела ЧК и Народного комиссариата РСФСР.

Эдуард Багрицкий — причастен к установлению советской власти на территории Украины. Особый партизанский отряд ВУЦИК, куда он вступил, в 1918-1919 годах принимал активное участие в боях против войск Украинской Народной Республики и Украинского государства.

Валентин Катаев — участник «белого движения». В армии генерала Деникина, который боролся за сохранение Российской империи, в том числе, против борцов за независимость Украины. Участвовал в боях против войск Директории УНР.

Михаил Жванецкий — принял гражданство РФ. В 2012 году из рук Путина получил звание «Народный артист РФ», в 2009 году — был награжден орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени, в 2013 — юбилейным нагрудным знаком Московской областной думы, в 2019 — орденом «За заслуги перед отечеством» III степени, — рассказывает Карташов. — Ценители их творчества могут и дальше им наслаждаться — через музеи, книги, научные работы, но в топонимике города они оставаться не могут.

Председатель Одесского филиала Украинского института национальной памяти Сергей Гуцалюк: «или не оказаться на обочине»

-Процесс формирования новейшей политической украинской нации продолжается в противостоянии с идентичностями совковой в ее разных вариантах и российской имперской — также в нескольких вариантах. Поэтому сейчас такой шум по переименованию топонимов не только в Одессе, но и в других городах Украины, — отмечает Гуцалюк. — Тяжело воспринимать определенным кругам изменения, но время такое пришло. Нужно, чтобы не оказаться на обочине у разбитого корыта, гаспада-таварищи. Мы строим наше современное украинское гуманитарное ментальное пространство свободное от имперских мифов и лжи.

Журналистка Зоя Казанжи: «у Пушкина есть своя родина»

-Сначала становились в различные игривые позы и все не хотели никого раздражать, объясняя нежелание переименовывать топонимы\названия улиц тем, что «не ко времени», и лучше деньги «на более важное» тратить. Когда все сроки закончились, и председатель ОГА подписал распоряжение в соответствии с законом, начался крик: все не так, и «общественность не спросили».

Учитывать точку зрения надо. Но дальше с мнениями общественности должна работать экспертная среда. И коммуницировать с жителями, объяснять, заниматься просвещением. Кто не давал Одесскому городскому совету все это делать вовремя и с согласованиями, — спрашивает Зоя Казанжи. — И еще, об «одесских скрепах». Украинские писатели, художники, архитекторы, воины, общественные деятели и другие наши деятели могут быть увековечены только на территории Украины. Потому что у них есть только одна родина. С какого перепугу у нас должна быть Пушкинская улица? У Пушкина есть своя родина, вот пусть там радуют глаз и слух пушкинские улицы.

Юрий Никитин, активист ОО «Сохраним Одессу сами: «улицы переименовали раза три-четыре»

-Вообще то мне безразлично как будет называться какая-то улица. Потому что я хожу по направлениям, которые мне знакомы с детства, а если еду, то по маршрутам. Помню, моя бабушка, когда речь шла о названиях улиц, спрашивала, как они назывались раньше. Потом, улицы, к названиям которых я привык, переименовали еще раза три-четыре. Многим казалось, что навеки, но это оказалось не так — даже без русской агрессии, только по конъюнктуре. Я понимаю, что мое время спрашивать у потомков, как называлась раньше и улица. Но это — не конец жизни, это просто обычный «совок», к которому почти все мы привыкли, — считает Юрий. — Особенно те, кто очень радуются групповому переименованию. То есть — ничего нового. Скажу лишь — на понимаю, как можно подписать групповое переименование, независимо от того, насколько доверяешь «екзпертам».

Директор департамента образования и науки Одесского городского совета Елена Буйневич: «иноагентом стал Бабель»

-Надо ехать. Страшная для меня фраза. Я ее слышала подростком. От коллег мамы. Большинство — еврейские семьи. Они уезжали от «совка». «Совка», который не допускал других мыслей. Не допускал «иноагентов». Теперь здесь, в Одессе, иноагентом стал Бабель. Расстрелянный НКВД автор «Одесских рассказов», во второй раз расстрелянный нами. Историками мамкиными. И я все чаще слышу от знакомых эту фразу, — не скрывает Елена Буйневич. — Но я не собираюсь. Это мой город и моя страна. А Бабель — один из самых любимых писателей.

Депутат областного совета, председатель наблюдательного совета фонда помощи морякам «Ассоль» Светлана Фабрикант: «город помнит их имена»

-Кто там говорит, что больше нет и не будет Одессы и дорогих нашему сердцу имен? Наш город — на одесских улицах, в старых домах центра, на дачах, утопающих в зелени Фонтана, на коммунальных кухнях и в фешенебельных квартирах — будет помнить эти имена. Исаак Бабель, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Константин Паустовский, Эдуард Багрицкий, Анна Ахматова, Вера Инбер, Родион Малиновский, Яша Гордиенко, Эдуард Лопатто, конечно, Михаил Михайлович Жванецкий и еще много других великих людей, которые любили Одессу, обожали Одессу и подарили городу бессмертие . Уверена, завтра мы увидим реакцию и юридически оформленную позицию представителей территориальной громады, — не сомневается Светлана Фабрикант. — К которым себя причисляю.

Член историко-топонимической комиссии горсовета, историк, доброволец ВСУ Александр Бабич: «не должны позволить РФ монополизировать память»

— Остаюсь тем, кто считает, что мы не должны отдавать Орде наших поэтов и писателей. Мы имеем полное право ими гордиться и оставлять память о них в городском пространстве, — уверен историк. — Да, мне нужны улицы Бабеля, Жванецкого, Ильфа и Петрова, Веры Инбер. Я этого не стесняюсь. Я не ищу праведников или пророков среди писателей. Я боюсь тех, кто требует моральной чистоты — сознательной позиции — общественного долга от умершего человека. Человек мертв. Писатель — живой. Я хочу, чтобы одесский вклад в литературу имел след в городе. Потому что этих писателей цитируют у нас даже те, кто не читал. Тоже самое касается памяти о тех, кто воевал с нацизмом во второй мировой войне — это и наша победа. И мы не должны РФ позволить ее монополизировать.

Заместитель председателя ИТК Елена Павлова: «кто-то считал, что само как-то будет»

— Стратегическое мышление, логика, системность, понимание причинно-следственных связей и видение того самого пространства, в котором будет комфортно, понятно и надежно — это необходимое условие движения вперед и развития. Обо всем этом и я, и несколько моих коллег по итк писали, рассказывали, дискутировали. Но мало кто поддерживал предложения о встречах и разговорах в более широких кругах, — не скрывает Елена Павлова. — Кому-то было безразлично, кто-то считал, что само как-то будет, кто-то — что все лишнее. Поэтому сегодня мы получили жизнь в лицо. Город значительно шире, чем любая группа людей. И на собственные мысли есть право у каждого в свободной стране. Но есть еще право мысли отстаивать. А еще — чувствовать на себе последствия и нести ответственность.

Член ИТК, директор Одесского муниципального музея личных коллекций им. А. В. Блещунова Светлана Остапова: «прикрываясь несовершенным законом»

-На заседаниях городского иТК мы старались очень взвешенно относиться к переименованию топонимов. Учитывая историю, специфичность нашего города, которая заключается, прежде всего, в его поликультурности. Много внимания уделяли обратной связи с громадой, — утверждает искусствовед. — К сожалению, согласно несовершенному — не только на мой взгляд — закону и, по сути, прикрываясь им, утверждено решение, демонстрирующее упрощенное, даже примитивное, во многом противоречивое понимание термина и процесса «деколонизации».

С любовью к Толстому

И на самом деле, некоторые предложения к переименованию вызывают удивление.
Действительно — хорошая идея назвать одну из улиц Одессы именем замечательного художника Зои Пасечной. Но зачем для этого переименовывать улицу, названную в честь украинского историка и этнографа Аполлона Скальковского?

— Я что-то проспал? Мне пишут, что улицу Льва Толстого в Одессе переименовали в улицу Киры Муратовой, — пишет на ФБ муж знаменитого кинорежиссера, художник и кинематографист Евгений Голубенко. — Если это не шутка, то должен напомнить, что фильм «Астенический синдром» начинается словами, где автор признается в своей любви ко Льву Толстому.

Возможное переименование одесских улиц и скверов сегодня стало одним из самых обсуждаемых в Одессе. Благо — свет не отключают пока что. А завершить «дебаты сторон» мы решили цитатами из произведений одесситов Ильфа и Петрова. Улицу, названную в их честь, также планируют переименовать.

«Нельзя так просто взять и изменить прошлое. Но можно переписать таблички.»

«Переименовывать улицы легче, чем менять жизни людей, которые по ним ходят.»

«Как говорится в одном старом городе, переименовывать улицы — это как перекрашивать дома: новый цвет не скрывает старых трещин.»

«Улицы меняют названия, но история запоминает их всех.»

Заявление по поводу неоднозначного «списка Кипера» сделал мэр Одессы Геннадий Труханов»:

Относительно резонансных переименований в городе, которые состоялись на днях.

Ни я, как городской голова, ни городской совет не имеют к этому никакого отношения.

Пока мы имели полномочия, мы выполнили все требования закона о «деимпериализации».

Исходя из логики «деколонизаторов», мы должны отказаться от всего того, что сделало Одессу мировым брендом. Говоря простым языком — это «обнуляет» наш город.

Для отмены переименования и сохранения нашего исторического и культурного наследия Одесский городской совет вынужден принять все предусмотренные законом меры.

Участвуйте в опросе на моем Telegram-канале: https://t.me/truonline.

Читайте также мнение нашего журналиста Юлии Сущенко: Переименование улиц, или «почему одесситов снова не спросили?»

 

 

 

Share

View Comments

  • Разве те, кто переименовывают улицы Одессы, одесситы ?

  • А діячі ОУН Євген Коновалець та Олена Теліга, імена яких носять сьогодні одеські вулиці, теж видатні одесити?

  • а владельцы колоний у себя ничего не переименовывают. в Лондоне улицы, названные в честь видных работорговцев. Памятники королям, повелевашим отрубать руки детям рабов в колониях. А у нас отнимают НАШУ историю - наших германских императоров и героев их цветных революций. Типа не было ничего.

  • Кто и откуда этот глава одесской областной ВОЕННОЙ (именно ВОЕННОЙ, а не ГОСУДАРСТВЕННОЙ) администрации? Понятно, что далеко НЕ одессит, а из присланных. Естественно, у него нашлись и подручные, которым ненавистна память истых одесситов. Непонятно где областной совет и почему только Труханов понимает, что присланные уничтожают не только память одесситов, но с саму Одессу.

Recent Posts

  • Новости

В Одессе автобусы на Пересыпь вернулись на привычный маршрут

С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More

2024-11-22
  • Новости

Ремонтные работы в Одессе: список улиц, где не будет света сегодня

В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More

2024-11-22
  • Новости

Война, день 1003: россия испытала в Украине новую баллистическую ракету

1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе женщина за рулем «Ssang Yong» переехала пешехода

В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More

2024-11-22
  • Positive News

Анекдот дня: чего желает Рабинович в банке

Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Цены на ноябрьском Привозе: под дождиком – за салом

Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More

2024-11-22