Ошибки медицинских работников могут иметь как незначительные, так и тяжелые последствия для пациентов. Кто должен за них отвечать, как доказать факт медицинской ошибки и куда обращаться в случае нарушения прав пациентов, разбиралось «Одесская жизнь».
Все люди, независимо от профессии, ошибаются. И медицинские работники не исключение, правда, в медицинском сообществе об этом говорят неохотно. Рассматривать иски на медиков не нравится и юристам – из-за специфики таких расследований и несовершенства соответствующего законодательства. А что же делать пациенту? Для начала понять, что такое «врачебная ошибка» и имела ли она место.
Врачебная ошибка – это ошибочное решение, действие, бездействие со стороны медицинских работников при выполнении своих обязанностей. Хотя правильнее говорить об ошибке медицинской, ведь процесс лечения и уход за пациентами осуществляется не только врачами, но и медицинскими работниками в целом. Это – мировая проблема.
Тяжелые последствия для здоровья пациентов вызывают не только ошибки по вине медицинских работников. Иногда они возникают из-за недостаточности медицинского оборудования или лекарственных средств, недостаточного изучения какой-либо болезни (коронавирус), несоблюдения пациентами плана лечения и т. д.
– По состоянию на сегодняшний день НСЗУ получила 117 жалоб по Одесской области, и, к сожалению, это один из самых высоких показателей среди Южного региона, – рассказал Денис Черный, глава Южного межрегионального департамента НСЗУ. – Около 30 жалоб по Одесской области – это неправомерное взимание средств за услуги, которые входят в программу медицинских гарантий (они должны быть бесплатными), другие жалобы касаются некачественных медицинских услуг: неудовлетворительная диагностика или лечение, отказ в предоставлении бесплатных услуг, этические нарушения, подозрение в создании фиктивных электронных медицинских записей и т. д. В Одессе это, в основном, неправомерное взимание средств за бесплатные услуги, отказ в предоставлении медицинских услуг или нарушение стандартов лечения. Эта информация открыта, с ней можно ознакомиться с помощью дашборда на нашем сайте.
Если вы уверены в том, что в отношении вас была допущена медицинская ошибка, в зависимости от ее характера, вы можете обратиться к:
Часто обращения к лечащему врачу или главному врачу бывает достаточно, чтобы решить проблему пациента. Особенно эффективно обращение к руководителю, который несет ответственность за все, что происходит в медицинском учреждении.
Обращение можно подать лично, по телефону, письмом на официальный почтовый или электронный адрес.
Не лишним будет обратиться и к «медицинскому совету», который должен быть создан при медучреждениях. Он рассматривает следующие проблемы:
Если ваши вопросы или проблемы таким образом решить не удалось, вы имеете право обратиться в контролирующие органы.
Об этом нам рассказал Денис Черный, глава Южного межрегионального департамента службы.
– В каких случаях следует подавать жалобу именно в НСЗУ?
– Прежде всего, это отказ в предоставлении медицинских услуг и вымогательство средств за бесплатные услуги. НСЗУ, в первую очередь, контролирует предоставление услуг в рамках Программы медицинских гарантий. Все услуги по этой программе – бесплатные, их стоимость компенсирует государство.
– Как узнать, что должно быть бесплатным?
– На сайте НСЗУ вы выбираете раздел «Программа медицинских гарантий», соответствующий пакет, например, «амбулаторное лечение», и смотрите, какие именно услуги оплачивает государство.
– Разберем конкретный вопрос нашей читательницы. Пациентка пожилого возраста получила направление от семейного врача на лабораторный анализ (липидограмму). В лабораториях ее района не было необходимых реактивов, поэтому она сделала анализ в платной, ведь передвигаться на большие расстояния ей трудно. Есть ли здесь нарушение предоставления медицинских услуг?
– Мы можем говорить об отказе пациентке в предоставлении определенных услуг учреждением здравоохранения при одном важном условии: необходимо убедиться, что эта услуга предоставляется на безвозмездной основе именно в этом учреждении. Это можно проверить двумя способами: на сайте НСЗУ или позвонив на горячую линию 16-77, второй вариант для пожилых людей является более простым. Оператор, кроме того, может подсказать, где находятся ближайшие лаборатории с этой бесплатной услугой, ведь направление выписывается без указания конкретного учреждения. Есть еще третий вариант: обратиться к руководителю лаборатории или учреждения, указав, что эта услуга не была предоставлена бесплатно. Обычно руководители учреждения, с которыми мы подписываем договор, не хотят его потерять и реагируют на обращения пациентов. Если же руководитель не смог или не захотел решить проблему, то тогда стоит позвонить на горячую линию или оставить обращение на сайте в разделе «Онлайн-формы».
– Существуют ли решения НСЗУ, согласно которым возвращаются средства за бесплатные услуги?
– Да, у нас достаточно таких случаев. Например, в 2025 году по стране уже возвращено около полумиллиона гривен пациентам, которые оплатили услуги, которые должны быть бесплатными. Мы проверяем и анализируем каждое обращение: если нарушения повторяются – налагаются штрафные санкции, а если это происходит на постоянной основе – мы расторгаем договор с учреждениями-нарушителями.
Проблемами качества предоставления медицинских услуг занимаются городские (областные) департаменты здравоохранения или МЗУ (в сложных случаях назначает медицинскую экспертизу). Обращения в эти органы следует направлять, если имеется:
Как сообщили «ОЖ» в Департаменте здравоохранения Одесского городского совета, обращения о некачественных медицинских услугах можно также направлять:
! Номера телефонов контролирующих органов размещены на информационных стендах учреждений здравоохранения.
Прежде всего, необходимо установить причинно-следственную связь между действиями врача и ухудшением состояния здоровья пациента. Доказательство вины медицинского работника и взыскание любого вида компенсации – сложный и длительный процесс, который потребует от вас:
В тяжелых случаях, когда вред здоровью является существенным, а обращения в различные инстанции не дали ожидаемого результата, вы имеете право обратиться в правоохранительные органы. Но имейте в виду, что судебное разбирательство может затянуться на годы из-за дополнительных экспертиз, изучения различных экспертных заключений, подачи апелляций, кассационных жалоб и т. п.
В беседе с Денисом Черным мы остановились и на правах медицинских работников.
– Господин Денис, в последнее время, особенно в социальных сетях, можно наблюдать безосновательные жалобы, обвинения, хейт медицинских работников. Это истощает их эмоционально, унижает, что, в частности, может стать одной из причин медицинских ошибок. Что делать работникам в таких случаях?
– НСЗУ прежде всего пациентоцентричный орган, но если пациент обвиняет медицинского работника безосновательно и делает это неоднократно, то врач может подготовить представление в суд по делу защиты чести и достоинства. В случае систематического хейта – это обращение в полицию, поскольку такие действия могут быть расценены как административное или даже уголовное правонарушение. Медицинский работник должен четко понимать свои права и должен их отстаивать так же, как и пациент.
Что касается именно пациентов, то крайне важно использовать весь арсенал контроля качества оказания медицинской помощи. Каждый из нас в тот или иной период жизни является пациентом, поэтому совершенствование системы здравоохранения в Украине – наша общая цель.
Читайте также:
Российские ударные дроны Shahed 136 впервые запустили с аэродрома «Кача» на севере Севастополя, сократив время… Read More
На 16-й станции Большого Фонтана отдыхающие стали свидетелями драматического спасения: из моря вытащили обессиленного 27-летнего… Read More
Городской совет Одессы утвердил пятилетнюю программу государственного мониторинга атмосферного воздуха с бюджетом 54,5 млн грн,… Read More
Мы уже рассказывали о случае, когда на одном из городских рынков на предпринимателей наложили штраф… Read More
В Одессе поддержали идею молодого предпринимателя, который планирует установить цветочный автомат — специальное устройство, где… Read More
На Одесской киностудии стартовали съемки нового украинского сериала «Фильма для НЭПмана». Проект рассказывает о борьбе… Read More