Большинство посетителей сайтов не задумываясь разрешают использовать данные своего браузера, так называемые cookie-файлы, когда появляется всплывающее окошко. Люди не читают, что написано в сообщении, а просто жмут на кнопку «Принять все». Это привычное действие и оно достаточно предсказуемо. Иногда разработчики сайтов сознательно пользуются человеческой невнимательностью, чтобы достичь своих целей.
Давайте разберемся, как дизайнеры могут манипулировать поведением пользователей на сайте или в приложении.
Основная функция любого дизайна — сделать вещь удобной и понятной. Когда на сайте всплывает окно с предложением подписаться на рассылку, мы понимаем, что зеленая кнопка означает согласие, а нажатием на крестик закроем окно. Но бывают вещи, которые сделаны как-будто специально неудобно и неправильно.
Специалист по дизайну интерфейсов Гарри Бригналл называет эти уловки — темными паттернами (Dark Patterns). Слово паттерн означает повторяющийся шаблон или образец. Их используют в дизайне, чтобы повлиять на решение пользователя и получить его согласие, его внимание и его деньги. Любые элементы дизайна, которые вводят человека в заблуждение — это манипуляция, считает Бригналл.
Многие компании намеренно усложняют процесс ухода своих клиентов. Ведь если удастся хоть ненадолго удержать аккаунты пользователей в системе, то это принесет дополнительные деньги от рекламодателей. В одном исследовании говорится, что Facebook и Google используют темные паттерны в дизайне, чтобы выманить побольше конфиденциальных данных. Нажимая на кнопку «Согласен», пользователи разрешали доступ к личной информации.
Статья по теме: Разработка интернет-магазина. Советы начинающим владельцам
Специалисты выделяют несколько типов темных паттернов в дизайне:
Проблема заключается в том, что ко многим таким штукам пользователи уже привыкли и не считают их нарушением своих прав. К тому же, дизайнеры могут неосознанно использовать темные паттерны, просто потому что они эффективны. Не все эти уловки могут навредить посетителю сайта, хотя и являются манипуляцией.
Власти Калифорнии первые в США запретили компаниям манипулировать поведением пользователей с помощью дизайна и использовать темные паттерны. Сайты не должны сбивать человека с толку, а процесс отмены подписки должен быть легким и понятным. За нарушение предусмотрен большой штраф.
Гарри Бригналл рекомендует пользователям публично рассказывать о каждом факте манипуляции в своих соцсетях и блогах. Уловки и трюки дают шанс компаниям немного подзаработать, но если станет известно, что они вводят клиентов в заблуждение, это ударит по репутации. Скорее всего, они постараются изменить свой дизайн.
Читайте также: Гаджет вместо кастета, или Как обезопасить себя от новых уловок кибермошенников
Фото: Freepik
Небольшой одесский переулок возле Нового рынка получил имя человека из европейской династии, который сознательно выбрал… Read More
В рамках ночной воздушной операции Россия направила в Украину десятки дронов, часть из которых атаковала… Read More
Россия продолжает массированные атаки по украинским городам, тогда как враг получает ответные удары по военным… Read More
В Одессе продолжаются работы по возобновлению электроснабжения после масштабных повреждений. Из-за нехватки электроэнергии город временно… Read More
После повреждения энергетической инфраструктуры мобильная связь в Одессе оказалась под угрозой. Операторы привлекли десятки специалистов… Read More
Неуправляемый беспилотник сбит возле турецкой границы. Инцидент показал четкую политику Анкары по поводу нарушений воздушного… Read More