Большинство посетителей сайтов не задумываясь разрешают использовать данные своего браузера, так называемые cookie-файлы, когда появляется всплывающее окошко. Люди не читают, что написано в сообщении, а просто жмут на кнопку «Принять все». Это привычное действие и оно достаточно предсказуемо. Иногда разработчики сайтов сознательно пользуются человеческой невнимательностью, чтобы достичь своих целей.
Давайте разберемся, как дизайнеры могут манипулировать поведением пользователей на сайте или в приложении.
Основная функция любого дизайна — сделать вещь удобной и понятной. Когда на сайте всплывает окно с предложением подписаться на рассылку, мы понимаем, что зеленая кнопка означает согласие, а нажатием на крестик закроем окно. Но бывают вещи, которые сделаны как-будто специально неудобно и неправильно.
Специалист по дизайну интерфейсов Гарри Бригналл называет эти уловки — темными паттернами (Dark Patterns). Слово паттерн означает повторяющийся шаблон или образец. Их используют в дизайне, чтобы повлиять на решение пользователя и получить его согласие, его внимание и его деньги. Любые элементы дизайна, которые вводят человека в заблуждение — это манипуляция, считает Бригналл.
Многие компании намеренно усложняют процесс ухода своих клиентов. Ведь если удастся хоть ненадолго удержать аккаунты пользователей в системе, то это принесет дополнительные деньги от рекламодателей. В одном исследовании говорится, что Facebook и Google используют темные паттерны в дизайне, чтобы выманить побольше конфиденциальных данных. Нажимая на кнопку «Согласен», пользователи разрешали доступ к личной информации.
Статья по теме: Разработка интернет-магазина. Советы начинающим владельцам
Специалисты выделяют несколько типов темных паттернов в дизайне:
Проблема заключается в том, что ко многим таким штукам пользователи уже привыкли и не считают их нарушением своих прав. К тому же, дизайнеры могут неосознанно использовать темные паттерны, просто потому что они эффективны. Не все эти уловки могут навредить посетителю сайта, хотя и являются манипуляцией.
Власти Калифорнии первые в США запретили компаниям манипулировать поведением пользователей с помощью дизайна и использовать темные паттерны. Сайты не должны сбивать человека с толку, а процесс отмены подписки должен быть легким и понятным. За нарушение предусмотрен большой штраф.
Гарри Бригналл рекомендует пользователям публично рассказывать о каждом факте манипуляции в своих соцсетях и блогах. Уловки и трюки дают шанс компаниям немного подзаработать, но если станет известно, что они вводят клиентов в заблуждение, это ударит по репутации. Скорее всего, они постараются изменить свой дизайн.
Читайте также: Гаджет вместо кастета, или Как обезопасить себя от новых уловок кибермошенников
Фото: Freepik
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More