Два года назад россияне взорвали дамбу Каховской ГЭС. Тонны загрязненной воды хлынули из водохранилища, разрушая все на своем пути. Это событие стало одной из крупнейших экологических и техногенных катастроф XXI века. О том, что сейчас происходит на месте Каховского моря, о перспективах восстановления природы и строительства новой ГЭС мы поговорили со специалистами Института морской биологии НАН Украины и Института климатически ориентированного сельского хозяйства НААН.
Ключевые моменты:
Гигантский поток смыл плодородные почвы вместе с растительностью, животными, инфраструктурой. Были загрязнены земли и воды. Грязные массы воды попали в акваторию Черного моря.
– Нанесенный ущерб имеет долгосрочные последствия, – утверждает заведующий отделом оценки состояния морских экосистем Института морской биологии Михаил Сон. – В частности, в Черном море в результате загрязнений, принесенных водами разрушенного водохранилища через Днепро-Бугский лиман. Они осели на больших участках дна акватории Одесского залива.
Кроме того, из-за гниения погибших животных и растений образовался источник вторичного загрязнения. Летом, с повышением температуры морской воды, их разложение становится активнее. Соответственно – увеличивается потребление кислорода. Это может привести к его нехватке и массовой гибели морских организмов в придонных слоях. В результате их разложения возникают биогены – аммонийные, азотистые и кремниевые соединения, которыми питаются морские организмы.
Увеличение концентрации биогенов приводит к всплеску развития сине-зеленых водорослей, опасных для здоровья человека. Прошлым летом в местах, где осела органика после каховского теракта, такой всплеск был зафиксирован. И, по прогнозам ученых, это будет происходить все чаще.
Высокий уровень экологического риска несет и загрязнение грунтов дна бывшего водохранилища. 70 лет работы «промышленных гигантов», расположенных на Днепре, привели к накоплению в иле тяжелых металлов. Активное сельское хозяйство на его берегах добавило к ним смывы удобрений. К тому же сотни предприятий, находившихся здесь, сбрасывали в водохранилище далеко не всегда достаточно очищенные сточные воды. Поэтому Каховское море было самым загрязненным в Днепровском каскаде.
– Большие объемы загрязненного ила создают сегодня серьезную экологическую проблему, – отмечает директор Института климатически ориентированного сельского хозяйства Раиса Вожегова. – Изменился температурно-кислородный режим, и фосфор, углерод, сера, которые откладывались там много лет, начали активно окисляться, переходить в водорастворимые формы. Сегодня они продолжают мигрировать в каскады Днепра и Черное море. Кроме того, в 90% проб, взятых из грунта дна бывшего Каховского водохранилища, было выявлено превышение предельно допустимой концентрации тяжелых металлов: цинка, свинца, кадмия, железа.
Из-за высокой концентрации загрязняющих веществ ученые считают эту территорию зоной экологического бедствия. Но все же ищут пути преодоления последствий каховской трагедии.
– В первую очередь необходимо предотвратить дальнейшее распространение токсичных веществ – чтобы загрязнение не могло распространяться через ветровую эрозию. И постепенно восстанавливать сельскохозяйственный потенциал нашего региона, – убеждена Раиса Вожегова. – Для этого рядом с осушенными участками уместно было бы создать лесополосы. А сами территории – засеять многолетними травами. Это позволит предотвратить разнесение токсичной пыли. Для защиты водных ресурсов – создать буферные зоны, которые ограничат доступ загрязненных вод по подземным горизонтам.
Чтобы в будущем появилась возможность снова использовать эти земли в сельском хозяйстве, их необходимо рекультивировать – попытаться привести в прежнее состояние. Один из наиболее эффективных методов – посадка культур, способных накапливать тяжелые металлы. Это горчица, подсолнечник, конопля, рапс. Урожай таких растений, конечно, собирать не стоит – после завершения развития их необходимо полностью удалить с участка, чтобы избежать повторного возвращения токсинов в грунт.
– Конечно, сохраняется высокий риск продовольственной опасности, – подчеркивает Раиса Вожегова. – Не рекомендуется выращивать на этих землях не только пищевые, но и кормовые культуры. Если животные будут питаться загрязненными растениями, то и люди вместе с продуктами животноводства получат порцию токсикантов. Сначала здесь можно выращивать технические культуры или биотопливо: мискантус, рапс, техническую коноплю.
– Каховскую ГЭС восстанавливать нужно обязательно, – убеждена Раиса Вожегова. – В противном случае весь южный регион, который зависит от орошения, постепенно превратится в пустыню. Уже сегодня Херсонская область настолько страдает от засухи, что просто нечего собирать: все сгорело дотла. Такой катастрофы, как в этом году, никогда не было. К тому же, кроме потери орошения, отсутствие Каховского водохранилища в целом влияет на засушливость микроклимата.
Сейчас территория бывшего Каховского моря остается «серой» буферной зоной между ВСУ и российскими захватчиками. И его исследование, по словам директора института, можно было проводить только с разрешения военных и после прохождения инструктажа по безопасности.
Вместе с тем украинское правительство утвердило постановление об экспериментальном проекте по началу восстановления гидроэлектростанции. О готовности восстановить Каховскую ГЭС заявляют и российские чиновники – если вооруженные силы РФ смогут отодвинуть линию фронта на достаточное расстояние.
– Восстановление ГЭС или восстановление водохранилища в других целях – вопрос, имеющий комплексный характер. Здесь есть аспекты и социальные, и экономические, и экологические, и геополитические. Пока что мы не имеем ни малейшего представления о будущей ситуации. Очень вероятно, что внешнее финансирование и управление со стороны США через тот же «минеральный фонд» Трампа предусматривает такую программу развития, – считает Михаил Сон. – И наоборот – любые экологически ориентированные решения или соблюдение каких-то европейских «зеленых» стандартов могут подвергаться со стороны Трампа санкциям.
Сегодня на территории, искалеченной каховской трагедией, природа берет свое. Катастрофа создала условия для возрождения природных экосистем.
Восстановлено течение Днепра. В его русле снова появились рыбы, которые мигрируют для нереста из моря в реку. Возникают новые нерестилища. В Запорожье были зафиксированы случаи вылова осетра, который, казалось, был полностью уничтожен в результате каховской катастрофы. А вот украинской популяции морского судака, вероятно, выжить не удалось.
– Сейчас водная экосистема частично вернулась к контурам природной реки. Но не полностью, поскольку выше по течению такие же водохранилища, – отмечает Михаил Сон. – А зона затопления стала молодым прибрежным лесом, который очень интенсивно растет.
В прошлом территорию под Каховским водохранилищем занимали крупнейшие в степной зоне Украины пойменные леса и водно-болотные угодья. В истории они сохранились под названием «Великий Луг». Сейчас здесь появились пойменные ивовые леса – крупнейшие в Европе. По словам ученых, они играют важную климатическую роль, поскольку испаряют влагу. К тому же ива очищает грунт от тяжелых металлов. Растения развиваются очень быстро – обильный ил бывшего дна стал питательным грунтом для быстрого роста. Весной ивы уже начали цвести, хотя обычно это происходит на пятый-седьмой год жизни дерева. Самые высокие деревья достигают сегодня семи метров, а толщина их стволов составляет почти восемь сантиметров. Рядом с ивой посеялись тополя – тоже быстрорастущие. Там, где сохранилось «водное зеркало», растут камыш, осока, болотные травы. Появились здесь и краснокнижные растения. Такие леса в Европе находятся под охраной как заповедные зоны.
Одновременно с растениями территорию начали осваивать лисы, кабаны и другие звери. Облюбовали ее и птицы – здесь можно увидеть чомг и мартынов. Ученые утверждают, что уже через пять лет Великий Луг, существовавший здесь до строительства дамбы, восстановится на 80% своего первоначального состояния.
Сегодня экологи утверждают, что только природное возрождение и сохранение Великого Луга сможет уберечь окружающую среду от повторного загрязнения. Вместе с тем ученые-агрономы настаивают на необходимости восстановления водохранилища – хотя бы до минимального уровня. В противном случае о развитии сельского хозяйства в этом регионе можно забыть. А пока не прекращаются споры, научные экспедиции в зону бывшего водохранилища становятся все более экстремальными. Вместе с полевыми блокнотами исследователи берут с собой каски и бронежилеты. И обязательное сопровождение – военных с ружьями для сбивания дронов.
Осуществлено при поддержке Ассоциации “Независимые региональные издатели Украины” и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаба поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.
В ночь на пятницу, 19 декабря, россияне снова атаковали Одессу ударными дронами. Под удар вновь… Read More
Несколько дней без электричества не сломали одесситов — наоборот, люди стали еще ближе друг к… Read More
Сегодня в Одессе жители нескольких жилкомплексов, где уже почти неделю нет света, вышли на отчаянную… Read More
Власти Одессы решили компенсировать расходы бизнесу, который открыл «Пункти незламності» для горожан. Такое решение приняли… Read More
Сегодня вечером, в четверг, 18 декабря 2025 года, в Одессе на территории одного из жилых… Read More
В пятницу, 19 декабря, в Одессе и области сохранится спокойная зимняя погода без осадков. Облака… Read More