Одесская Юморина в этом году снова не состоится. Но можно поностальгировать о тех временах, когда первоапрельский карнавал взрывал достаточно серую советскую обыденность фонтаном меткого остроумия, ошеломительной изобретательности и хорошего вкуса. Одними из отцов-основателей Юморины стали одесские карикатуристы.
Рисунок: Аркадий Цыкун
Как известно, создали Юморину одесские кавээнщики, после того, как власти прикрыли популярнейшие в народе турниры Клуба веселых и находчивых. Именно тогда, в 1972 году, команда «Одесских джентльменов» выиграла всесоюзное первенство и получила золотую медаль. И неунывающие одесситы решили придумать собственный фестиваль юмора.
Кавээнщики дали ему название «Юморина», а эмблему — веселого Морячка — придумал художник «золотой» одесской сборной КВН Аркадий Цыкун (его рисунок — на заглавном фото). Образ симпатичного парнишки в тельняшке понравился всем и сразу. Более сорока лет он гордо возглавлял карнавальное шествие. А хваткие одесские предприниматели «в хвост и в гриву» использовали символ Юморины: его изображение тиражировалось на афишах, сувенирах, значках. В советское время понятием «авторское право» не заморачивались. Морячок, по словам, Аркадия Цыкуна, «принадлежал народу». А в дальнейшем иммигрировавший в Израиль художник не стал судиться за свои права.
Ранее мы рассказывали об особенностях Юморины в Одессе и вспоминали об авто на Потемкинской, «одесских деньгах», эмблеме Юморины и «живом» Гоголе на празднике смеха в Одессе.
С первой же Юморины карикатуристы стали полноправными участниками карнавального действа. Веселая толпа не только поминутно взрывалась смехом, читая — вместо привычных «Слава КПСС» — смачные лозунги праздничной колонны, но и хохотала у витрин на Дерибасовской, где были выставлены хлесткие карикатуры.
И в дальнейшем одесский праздник смеха невозможно было представить без злободневных и смешных работ карикатуристов. Со временем их выставки стали устраивать на Приморском бульваре. Причем работы присылали сюда не только со всего постсоветского пространства, но и из-за рубежа.
А Клуб одесских карикатуристов — КОК — появился в 1983 году. Сначала собирались в студии у Аркадия Цыкуна в ДК политеха. А затем «под свое крыло» карикатуристов взяло Объединение молодежных клубов.
— Тогда у нас было очень много выставок: в Доме ученых, во Дворце моряков, в Литературном музее и Музее западного и восточного искусства, ДК Леси Украинки и политеха, — вспоминает Виктор Джевага. — Организовывал их президент КОКа Петр Сигута. Он тогда очень успешно публиковался во всесоюзных газетах, и я смотрел на него как на звезду карикатуры. А когда ближе познакомились, оказалось, что он очень добрый человек, великолепный товарищ. К сожалению, пять лет назад он ушел от нас.
Для того чтобы стать хорошим карикатуристом, профессиональным художником быть вовсе не обязательно, убежден Виктор Джевага.
Конечно, минимальное умение рисовать необходимо. Но главное условие — чувство юмора и своеобразное, парадоксальное восприятие жизни. Как говорит Виктор Джевага, «чтобы мозг был набекрень».
И обязательно — способность создавать уникальные образы. В противном случае не обойдется без казусов, подобных случившимся на организованном одесскими карикатуристами конкурсе «Брызги шампанского». Тогда со всего постсоветского пространства прислали 58 карикатур с изображением летящего на пробке от шампанского Мюнхгаузена.
Ну а «высший пилотаж» — когда под карикатурой и поясняющий текст не нужен. И с ее помощью можно выразить то, что не всегда передашь словами. Вероятно, потому и «звездный час» карикатуры пришелся на «эпоху застоя», когда высказываться без опаски можно было лишь «эзоповым языком».
К тому же у каждого карикатуриста свое видение этого жанра.
— У Валентина Стоянова, например, — две темы: «чернуха» и «порнуха». У кого-то злые карикатуры, у кого-то — добрые, у кого-то на злобу дня — одноразовые. Я же стараюсь жизненные карикатуры делать. А сюжеты найти несложно. Достаточно сесть в трамвай, троллейбус, автобус, проехать от конечной до конечной, и у тебя полный альбом карикатур уже «созрел», — делится «секретами творчества» Виктор.
Кстати, представление о юморе в каждой стране — разное. Порой довольно странное.
Похожее чувство юмора, считает Виктор, у нас разве что с французами. Значит, утверждение одесситов «Одесса — маленький Париж» не совсем «притянуто за уши»?
А вот юмор Бельгии и Голландии, к примеру, нам, по мнению Виктора Джеваги, не понять. Карикатуристы США любят высмеивать президента и американский образ жизни — но дальше «приколов» над Макдональдсами и хот-догами не идут. А у японцев юмор и вовсе «инопланетный».
— Видел, например, такую работу в каталоге карикатуры: человек со снятой кожей на лице — глаза торчат, зубы торчат. Что в этом смешного, я, честно говоря, не знаю, — недоумевает карикатурист.
Напомним, что мы рассказывали о непростой истории одесской Юморины и собрали все самые важные факты на одной картинке.
Сегодня работы одесских карикатуристов можно увидеть в электронной версии журнала «Фонтан», который издает Валерий Хаит, в прошлом — капитан легендарной команды КВН.
А веселого Морячка — непотопляемый символ Юморины — сменил желтый Утенок.
— Я вообще не понимаю, с какой планеты он свалился, — недоумевает Виктор.
Правда, в мире эта резиновая игрушка входит в десятку самых популярных. И, судя по всему, организаторы Юморины рассчитывали, что смена ее эмблемы поможет Одессе утвердиться на мировом туристическом пространстве. Но вскоре грянула пандемия…
К сожалению, сегодня в клубе одесских карикатуристов осталось, по словам президента Ассоциации, «полтора человека» — кто-то иммигрировал, кто-то покинул этот мир. Молодые не приходят — хотя и в 90-х приглашали, и позже, конкурсы объявляли. Может, потому, что применить искусство карикатуриста сегодня по большому счету негде?
В начале 90-х в «Вечерней Одессе» была рубрика «Пятничный коктейль» — каждую неделю там представлялась самая интересная подборка работ одесских карикатуристов. Не раз конкурс карикатуры объявлял и «Одесский вестник».
Правда, гонорары были не очень большие: три-пять рублей за карикатуру.
— Но мы работали не ради гонорара — просто стремились публиковаться, — признается Виктор Джевага.
Правда, последние восемь лет, признается карикатурист, он с супругой старается на время Юморины из города уехать. Потому что вместо фестиваля смеха видят замусоренные улицы и слоняющихся пьяных.
— Сегодня остается лишь вспоминать прошлые Юморины, которые действительно были праздником интеллектуального юмора. Не знаю, возможно ли возродить его в век коммерции, — сомневается Виктор.
Последняя выставка одесских карикатуристов состоялась в 2018 году — к 35-летию клуба. Но почему? Может, жизнь сегодня — не для карикатур?
Нет. На самом деле нашей обыденности не хватает выставок карикатуристов, заставляющих изумляться и хохотать. А актуальных тем — хоть отбавляй. Иногда кажется, что мы в карикатуре и живем.
Мы также рассказывали о самых распространённый мифах о Юморина в Одессе и узнавали, какие из них правдивы.
Туризм в Болграде стал одним из драйверов развития громады. Благодаря комплексной программе и финансовой поддержке… Read More
14 октября в городе частично приостановлено движение электротранспорта — не работают три трамвайных маршрута, а… Read More
За полгода стоимость аренды жилья в Одессе выросла на 50%. Город стал лидером по подорожанию… Read More
Два катера с гражданами Румынии пересекли украинскую границу на реке Дунай. Их задержали пограничники Измаильского… Read More
Во время боевого задания погиб младший сержант Алексей Готра из Тарутинской громады. Ему было 30… Read More
Виталия Граждана, который более года находится под стражей, обвиняют в вымогательстве и попытке захвата бизнеса.… Read More