Женщина и море всегда считались понятиями несовместимыми. Эта история про трех женщин и Украины, которые доказали, что могут управлять кораблем.
В 1562 году королем Дании был принят закон: «Для женщин и свиней доступ на корабли его величества запрещен; если же они будут обнаружены, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Даже в советское время, когда декларировали равенство полов, существовало негласное распоряжение: в мореходные училища женщин не брать. Но, несмотря на это, одна из первых женщин-капитанов дальнего плавания появилась именно в Одессе.
Герой известной комедии сказал: «Если женщина чего-нибудь хочет, ей обязательно нужно это дать, иначе она возьмет сама». Вероятнее всего, он подразумевал одесситок, многие из которых успешно осваивали профессии, испокон века считавшиеся мужскими. За годы советской власти в стране было всего две женщины, у которых в дипломах было записано «капитан дальнего плавания». Это Анна Щетинина, служившая на судах Дальневосточного пароходства, и одесситка Берта Рапопорт. Хотя работали они примерно в одно и то же время, первой женщиной-капитаном официально считается Щетинина. Но одесситы, конечно же, с этим не согласны.
В 1914 году в Одессе в семье столяра и домохозяйки родилась девочка, которую назвали Бертой. Она хорошо училась в школе и, кроме того, что иногда гоняла с ребятами в футбол, ничем другим от обычных девчонок своего возраста не отличалась. Получив аттестат зрелости, Берта заявила родителям, что хочет учиться на штурмана, так как собирается связать свою жизнь с морем. Сказать, что родители пришли в ужас, значит, не сказать ничего. Они стали отговаривать дочку, но ни уговоры, ни перечисление морских опасностей никакого действия на Берту не возымели.
Вопреки всем препонам и негласным запретам, Берта Яковлевна сумела поступить в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Практику она проходила на учебном паруснике «Товарищ», где вместе с матросами карабкалась на мачты, управляясь с парусами, драила палубу и обижалась, если боцман делал ей какие-то поблажки. В 17 лет она получила диплом штурмана дальнего плавания, позже была назначена старшим помощником капитана. Уже в 1936 году о ней знали не только на родине, но и в Европе.
Когда ее судно пришло в Ливерпуль, на причале собралась толпа с фотоаппаратами, чтобы посмотреть на женщину-старпома — в Европе это было в новинку. В одной из английских газет даже появилась статья «Первая в мире женщина-моряк», в которой глазастые репортеры подробно описывали не только профессиональные качества, но и внешность Рапопорт — от одежды до прически. А во Франции во время швартовки судна темпераментные французы устроили ей овацию и забросали цветами.
В 30 лет Берта Яковлевна «выполнила плавценз» на звание капитана дальнего плавания. Теперь она была как заправский морской волк — научилась курить «Беломор» и могла загнуть крепкое словцо, не хуже боцмана. Она слишком хорошо знала море, чтобы считать эту профессию романтичной. Ведь это только мальчишки могли представлять себе, что капитан стоит в белом кителе на мостике и мужественно смотрит на покрытый дымкой горизонт, за которым ждут упоительные приключения. Рапопорт прекрасно знала, что весь этот романтический флер хорош только для тех, кто никогда не видел океана. А она испытала на себе тяжелый и опасный морской труд. Ей не только пришлось всю жизнь доказывать, что она может не хуже мужчины командовать кораблем и принимать решения, но побывать в плену у испанских фашистов и испытать на себе всю прелесть «равенства и братства» в родной стране.
В 1938 году она служила старшим помощником капитана на пароходе «Катаяма». Корабль шел с грузом зерна в Ливерпуль, и в Средиземном море его захватили испанские фашисты. Они были поражены, увидев среди высшего командного состава женщину, и посчитали, что смогут ее легко запугать. Но не тут-то было. Пока судно стояло на рейде, по приказу Берты матросы подняли красный государственный флаг. Испанцы в ярости потребовали снять его, но она отказалась, заявив, что судно — территория ее страны и командует здесь она. Так «Катаяма» и вошла в порт. После этого Рапопорт отправили в тюрьму, а потом в концлагерь. Освободили моряков только через восемь месяцев. Во время войны Рапопорт командовала судном, на котором под обстрелами вывозила раненых, женщин и детей из осажденной Одессы.
Послевоенное время принесло новые неприятности. Началась кампания борьбы с «космополитами», во время которой пострадали многие болгары, евреи, греки, поляки. И Берту Яковлевну уволили «по национальному признаку» — ей предложили самой написать заявление о переводе в диспетчеры порта. Моряки возмущались: «Такую Берту уволили! Лучшего капитана пароходства!». Но с властью не поспоришь, и Берта Яковлевна вынужденно проработала в диспетчерской порта много лет. Даже после ее смерти моряки называли ее «наша легендарная Берта».
Не менее известна в Черноморском пароходстве еще одна одесситка, старпом дальнего плавания Татьяна Алексеева, жена знаменитого капитана Павла Алексеева, последнего из командиров парусника «Товарищ». В 1925 году она поступила на судоводительское отделение Одесского морского техникума. Принимать ее не хотели, и девушка отправилась в Москву. Буквально прорвалась на прием к наркому морского флота и добилась, чтобы он дал письменное разрешение, которое с нескрываемым удовольствием вручила начальнику училища. В 24 года она стала старшим помощником капитана, и на этой должности прослужила более 10 лет. Моряки знают, что работа старпома — не для слабонервных. Он отвечает практически за все — от документации до порядка на камбузе, спит по несколько часов, выходит на вахту, а при необходимости обязан заменить капитана.
Во время Второй мировой войны у Татьяны Алексеевой погиб муж, и после этого она стала работать на берегу. Портовики очень любили ее — Алексеева никого не боялась и, что называется, резала правду-матку, невзирая на лица. Даже министр морского флота лично знал Алексееву. Именем ее мужа был назван теплоход, который она обязательно встречала и провожала в каждый рейс до самой своей смерти.
Сегодня в Украине есть только одна женщина капитан — Татьяна Олейник. В этой должности она плавает более 15 лет. В Одесское высшее инженерно-морское училище на факультет «Судовождение на морских путях» она поступала семь лет, и руководство училища буквально взяла измором. Когда ее приняли, ректор признался ей: «Вы сразили меня своей настойчивостью».
Фото из открытых источников.
Читайте также:
Все доброго утра и настроения отличного! И да не испортит его ни жара июльская, ни… Читать далее
Наверняка многие вспомнят, что сегодня, 4 июля – День Независимости США. Но это не единственная… Читать далее
Сегодня, 4 июля, православная церковь вспоминает святителя Андрея, епископа Критского. В народе это Андреев день.… Читать далее
По данным Одесской обсерватории Радиоастрономического института НАН Украины, в четверг, 4 июля, ожидается повышенная геомагнитная… Читать далее
По данным Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в четверг, 4 июля 2024 года, в… Читать далее
За здоровьем человека необходимо следить во всех смыслах. Нужно поддерживать адекватную физическую форму, нужно оберегать… Читать далее
Просмотреть комментарии
Что такое "неженское дело"? Название какого-то уголовного дела? Или просто безграмотность?
Работать не приходилось с капитаном Олейник , но отзывы слышал положительные, и я горжусь что у нас есть такая женщина.
Ошибочка вышла , у нас не одна женщина капитан в Украине)
Moryaki ne plavayut!!! Oni xodyat!!!
Eto znaet lyuboj odessit starshe 2 let.
Kto pisal etu stat'yu morya ne nyuxal.
Ну да, поэтому они и прозываются: моряк (капитан) дальнего хождения))