Статьи

Фильм, который прославил Одессу на весь мир: «Броненосцу Потёмкин» — 100 лет

В небольшом очерке автор «Одесской жизни» Мария Котова рассказывает об Одессе 1920-х — городе вдохновения и свободы, где сто лет назад творческая атмосфера стала почвой для рождения легендарного фильма «Броненосец “Потёмкин”».

Ключевые моменты:

  • Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”» исполняется 100 лет — он признан одним из самых влиятельных в мировой истории кино.
  • Легендарную сцену с лестницей, прославившую Одессу, сняли именно здесь, а идея с детской коляской возникла спонтанно во время съёмок.
  • У Одессы — кинематографическая душа: именно здесь работало ВУФКУ и снимались первые украинские фильмы.
  • История фильма тесно связана с историей настоящего корабля «Князь Потёмкин-Таврический» и с самой Одессой — городом, который научил кино говорить языком сердца.

Здесь в объектив смотрело море, а корабли играли роли

Роль броненосца сыграл другой корабль, а город стал декорацией

Потёмкинская лестница в начале ХХ века. Именно она стала одной из главных декораций знаменитого фильма.

В этом году исполняется 100 лет фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”» (1925) — картине, которую называют одной из самых влиятельных в мировой истории кино. Работа над фильмом началась в конце марта 1925 года в Ленинграде, а завершилась в том же году в Одессе, когда само море, город и его жители стали живыми декорациями для знаковой картины мирового кинематографа.

Интересно, что в роли самого броненосца снимался не «Потёмкин», а старый корабль Черноморского флота «Двенадцать апостолов», подкрашенный и превращённый в символ. Именно в Одессе снята легендарная сцена на лестнице, прославившая город на весь мир. Эпизод с детской коляской, катящейся вниз, родился спонтанно — как образ беззащитности перед жестокостью, и стал одним из самых известных в мировом кино.

Кинематографическая душа Одессы

Одесса издавна обладает кинематографической душой. Её киностудия, основанная в 1919 году на Французском бульваре, 33, — одна из первых кинофабрик мира. Первые павильоны здесь построили инженеры, работавшие над Эйфелевой башней. Именно в Одессе ещё в 1906 году фотограф и кинооператор Мирон Гроссман открыл первую киноателье «Мирограф».

Архивная киноафиша

Уже в 1920-х годах город стал сердцем украинского кино — здесь действовало Всеукраинское фото-кино управление (ВУФКУ), где творили Лесь Курбас, Александр Довженко, Георгий Стабовой.

Архивные афиши начала ХХ века демонстрируют многогранную творческую атмосферу Одессы 100 лет назад

Пётр Манелис, основатель музея-кафе «Старая Одесса», часто говорит, что история одесского кино — это не только о фильмах, но и о самой атмосфере города:

— Здесь, на Французском бульваре, зарождалось украинское кино. Здесь пахло морем, светом и кофе, а в павильонах рождались эмоции. Именно Одесса научила кино говорить человеческим языком — языком сердца.

Архивная афиша

А среди первых звёзд одесского кино сияла Вера Холодная (Левченко) — легендарная актриса немого кино, которую называли «королевой экрана». Именно в Одессе она снималась в своих первых фильмах, здесь её узнавали на улицах, а кинозалы собирали аншлаги.

История фильма, история корабля…

Но история фильма невозможна без истории самого корабля. «Князь Потёмкин-Таврический», спущенный на воду в 1900 году в Николаеве, вошёл в историю как корабль, на котором развернулись события лета 1905 года. Позже он менял имена — «Пантелеймон», «Борец за свободу», — переходил из флота во флот, пока в 1923 году не был разобран на металл. Но его история осталась в волнах Чёрного моря — как память и легенда.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

О тех событиях и об Одессе того времени напоминают экспонаты музея-кафе «Старая Одесса». Здесь хранится экземпляр журнала «Нива» 1905 года, где описаны те самые дни, названные тогда просто бунтом.

Издание «Нива»
Разрушения, которых Одесса подверглась во время революции 1905 года
Одно из зданий, в которое попал снаряд во время обстрела Одессы восставшими с броненосца «Потёмкин»

В залах музея можно увидеть картину Петра Коновского с актрисами ВУФКУ, почувствовать атмосферу старого кино и рассмотреть, как выглядела знаменитая лестница ещё до того, как стала Потёмкинской.

Картина Петра Коновского с актрисами ВУФКУ
Так выглядела знаменитая лестница ещё до того, как стала Потёмкинской

— Это не просто экспонаты, — говорит Пётр Манелис. — Это прикосновение к самой истории Одессы. Здесь оживают и те, кто создавал кино, и те, кто в нём жил. В каждой вещи — частичка времени, пахнущего морем и киноплёнкой.

В кафе-музее «Старая Одесса» / Фото Марии Котовой

Когда сегодня мы смотрим кадры старого фильма или поднимаемся по Потёмкинской лестнице, мы видим не только кино — мы видим Одессу, которая умела быть свободной, талантливой и настоящей — символом человеческого достоинства, силы и морского сердца города, которое не молчит даже во время шторма…

Справка «Одесской жизни»

«Броненосец “Потёмкин”» — немой фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый в 1925 году на Одесской киностудии. Картина создавалась к 20-летию революции 1905 года и должна была показать бунт моряков на корабле «Князь Потёмкин-Таврический».

Однако Эйзенштейн превратил политический заказ в настоящий художественный эксперимент, изменив само представление о киновыражении. Фильм стал революционным в техническом и художественном смысле. Эйзенштейн впервые применил монтаж как инструмент эмоционального воздействия — когда последовательность кадров создаёт не просто повествование, а психологическое напряжение.

Его «монтаж аттракционов» стал основой современной кинорежиссуры и теории кино. Благодаря этой новаторской технике картина способна вызвать у зрителя чувство сопереживания даже без единого слова.

Самый известный эпизод — сцена на Потёмкинской лестнице, где детская коляска катится вниз среди паники, — стал символом жестокости и беззащитности человека перед властью. Эту сцену изучают во всех киношколах мира, а её ритм, композицию и символику десятки раз цитировали другие режиссёры — от Брайана Де Пальмы до Терри Гиллиама.

«Броненосец “Потёмкин”» неоднократно признавали лучшим фильмом всех времён — в частности, на Всемирном кинофестивале в Брюсселе 1958 года. Картина повлияла на мировой кинематограф ХХ века так же, как живопись Ван Гога — на искусство, а симфонии Бетховена — на музыку.

Для Одессы этот фильм стал частью культурного мифа: он навсегда связал город с историей мирового кино, сделав его не только съёмочной площадкой, но и местом, где море и свобода подарили миру новый язык кинематографа.

Читайте также:

Share
Марія Котова

Авторка видання "Одеське життя". Журналістка з майже 20-річним досвідом. Пише про життя, культуру та історію Одеси. Членкиня Національної спілки журналістів України (НСЖУ), авторка чотирьох книг прози. Публікації доповнює власними фото.

Recent Posts

  • Новости

Погода в Одессе: что прогнозируют синоптики на вторник, 14 октября

Во вторник, 14 октября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More

13-10-2025 в 21:40
  • Новости

Лишение гражданства Труханова: что изменится в Одессе

Если указ о лишении украинского гражданства мэра Одессы Геннадия Труханова будет подписан, его полномочия прекратятся… Read More

13-10-2025 в 20:34
  • Новости

Готовили диверсии на железной дороге: в Одесской области задержали российских агентов

Правоохранители задержали двух молодых людей, которые за денежное вознаграждение поджигали релейные шкафы, и сообщили им… Read More

13-10-2025 в 19:44
  • Новости

В Украине изменили условия начала отопительного сезона

Кабинет Министров сдвинул официальные даты отопительного периода на 1 ноября — 31 марта вместо традиционных… Read More

13-10-2025 в 18:36
  • Новости

«Появляются раз в несколько лет»: Труханов опроверг слухи о российском гражданстве

Мэр Одессы Геннадий Труханов прокомментировал новую волну слухов о якобы российском гражданстве, подчеркнув, что за… Read More

13-10-2025 в 17:34
  • Новости

В Одессе ищут новых управителей для двух отелей на берегу моря

Агентство АРМА ищет управителей для двух крупных гостиничных комплексов в Одессе. Отели изъяты в рамках… Read More

13-10-2025 в 16:31