Отечественную систему образования время от времени критикуют за то, что женщин в ней гораздо больше, чем мужчин. Отсюда, якобы, слишком мягкое и снисходительное отношение к ученикам. Возможно, события последнего времени, когда в школу начали приходить учителя-мужчины, изменят ситуацию к лучшему. Накануне Дня учителя в Украине мы заглянули в одесский лицей №122 и поинтересовались у молодых педагогов, почему они выбрали именно работу в школе.
Учитель математики и информатики Александр Дубинин в детстве мечтал стать пилотом. Но по состоянию здоровья мечта так и осталась мечтой. Далее пригодились хорошие знания математики и уважение к профессии учителя — он поступил на физико-математический факультет Южноукраинского национального педагогического университета имени Ушинского.
Чтобы улучшить уровень знаний по математике, педагог считает необходимым изменить подход к преподаванию предмета. По его мнению, изучать математику можно в группе не более чем из 10–12 детей. Только так можно учесть и уровень знаний каждого ребёнка, и скорость усвоения нового материала. Учитель успевал бы пообщаться с каждым, каждого проконтролировать. В большом классе индивидуальный подход к ученикам — проблематичен.
– Заинтересовать математикой можно в 5–6-х классах, если давать практические задания, – говорит Александр. – Например, школьники определяли площадь и периметр площадки возле школы. Их это дело увлекло, и они хорошо усвоили материал даже без вывода формул. В старших классах аналогично мы изучали теорему синусов и косинусов, определяя длину лестницы, которую нужно подставить, чтобы добраться до окна.
Александр Дубинин уже проверил свой подход: он делил класс на группы, ставил задачи и добавлял элемент соревнования. Дети определяли, какая команда справилась быстрее и лучше.
Что касается мужчин в школе – по мнению Александра, женщин-учителей дети воспринимают легче и быстрее, а мужчину-учителя иногда могут даже побаиваться. Поэтому требуется некоторое время, чтобы ребёнок привык к учителю, доверился ему и чувствовал себя комфортно.
Преподаватель информатики Артём Романча попал в лицей совсем недавно. До этого он вёл кружок для ветеранов и детей ветеранов в коммунальном учреждении «Ветеран ХАБ». Обучал пилотированию дронов, программированию, а также работе с паяльником и другим инструментом.
Его умение интересно работать с людьми, терпеливо всё объяснять заметили, поэтому предложили преподавать в лицее. Тем более образование позволяло: Артём окончил факультет прикладной математики ОНУ имени Мечникова.
– Это был такой вызов себе, – говорит Артём. – Я люблю испытывать себя, поэтому было интересно поработать в совершенно другой сфере. Здесь я, опираясь на свой опыт обучения в школе и университете, делаю акцент на практических навыках, которые пригодятся ученикам в любой профессии и в повседневной жизни. Речь идёт о работе на компьютере, знании офисных программ.
Говоря о низком уровне знаний по математике, Артём подчёркивает, что это не только наша проблема — это мировая тенденция. Чтобы увлечь математикой, нужно показывать, как она применяется на практике — например, в робототехнике. Поэтому в лицейском кабинете одесские ученики могут увидеть робота-собаку, разные манипуляторы и даже дроны. Создавая эти механизмы, учитель объясняет, зачем нужны математические знания.
Что касается гендерного баланса, Артём считает: если страна хочет достичь его, то и в школе к нему нужно стремиться. Поэтому привлекать к преподаванию мужчин очень важно. Особенно в старшей школе, где отношение к учителю-мужчине уважительное и заинтересованное.
Через месяц исполнится 10 лет, как Евгений Павленко работает учителем физкультуры. Говорит, что профессию выбрал, потому что всегда занимался спортом, особенно футболом. Поэтому, окончив факультет физического воспитания и спорта Херсонского государственного университета, стал преподавателем физкультуры.
Педагога смущает не всегда правильное отношение родителей к его урокам. К сожалению, физкультура до сих пор многими воспринимается как второстепенный предмет, хотя именно от неё во многом зависит здоровье ребёнка.
– Спортсменами моим воспитанникам становиться не обязательно, – говорит Евгений. – Но с учётом того, сколько времени современные школьники проводят за гаджетами и как мало двигаются, физкультура очень нужна. На мой взгляд, пять уроков в неделю было бы оптимально. И ещё — чтобы родители хотя бы трижды в неделю водили ребёнка в спортивную секцию или организовывали подвижные игры, прогулки, походы на свежем воздухе. Только так можно сбалансировать многочасовое сидение ученика на уроках и за гаджетами.
Что касается численного преобладания женщин-учителей в школах — Евгений Павленко не видит в этом проблемы. Главное, как человек работает и как к нему относятся дети.
Ни один из моих собеседников, работая в лицее, не является «уклонистом» от мобилизации. Поэтому выбранная профессия для них не случайна. Они — учителя по призванию, творческие, умные, интеллигентные. Именно у таких дети могут учиться и брать пример. Наверное, это самое главное для современной школы, которой так нужны яркие личности.
Итак, с Днём учителя, настоящие педагоги!
Читайте также:
Анонсное фото иллюстративное. Источник: Vistacreate
В ночь на воскресенье, 5 октября 2025 года, 1320-й день с начала полномасштабной войны в… Read More
По состоянию на утро воскресенья, 5 октября 2025 года, в Одессе коммунальные службы продолжают работы… Read More
В Одессе минувшей ночью напротив здания областной госадминистрации произошло смертельное ДТП, в котором трагически погиб… Read More
В Одессе готовят Концепцию развития велосипедной инфраструктуры и для этого проводят опрос среди горожан. Read More
5 октября прогнозируются средние магнитные бури. Это может повлиять на самочувствие метеозависимых людей — возможны… Read More
Завтра, в воскресенье, 5 октября 2025 года, в Одессе и Одесской области облачно с прояснениями,… Read More