Нет в Одессе рек, а вот улица Заречная есть! Парадокс? Нисколько. Где ж такая улица находится?
На Французском бульваре. Вы станете утверждать, что улица не может располагаться на бульваре? В Одессе — может!..
Особняк с призраком
Краевед, экскурсовод турагентства «Тудой-сюдой» Алена Калетинская, подходя к входу нашей «фабрики грез», «местного Голливуда» – нашей Одесской киностудии – так и говорит: «Мы сейчас с вами окажемся на Заречной улице». А уже на территории Киностудии, словно в подтверждение, обращает наше внимание на «уличную» табличку: «Заречная, 2».
В отличие от многих настоящих уличных одесских табличек, эта — в прекрасном состоянии, хотя со съемок фильма «Весна на Заречной улице» прошло немало лет – он снимался в середине 50-х годов прошлого века.
Вернемся мы еще и к знаменитой «Весне…», и другим фильмам, которые снимались в одесском Голливуде, а пока гид погружает нас в давнюю-давнюю историю старого особняка на самой Киностудии.
Легендарный особняк Демидовых-Сан-Донато… Ушедший уже от нас режиссер, оператор, сценарист Вадим Костроменко, который заведовал первым одесским Музеем истории кино, расположенном здесь же, с особенной гордостью и любовью рассказывал об этом старинном особняке с его многочисленными маскаронами (вы встретите здесь и образ Данте Алигьери, и королевы Англии Елизаветы I, итальянского философа Никколо Макиавелли, Шекспира, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти, Тициана)…
Именно здесь хранятся и досье на каждый прокатный и телевизионный фильм, снятый на студии с 1954 года, а это литературный и режиссерский сценарии, монтажные записи фильмов, комплекты рекламных фотографий, отзывы прессы. А еще — эскизы декораций и костюмов на все фильмы с послевоенных лет, постановочные проекты, актерские пробы, картотека всех актеров, снимавшихся на Одесской киностудии, и многое-многое другое.
С самим особняком связана одна из самых таинственных одесских то ли легенд, то ли истинных историй. Особняк этот был выстроен киевским городским головой Павлом Демидовым-Сан-Донато для дочери Елены. Девушка была на выданье. Здесь же, в Одессе, вскоре отыскался и жених. Жениховство, впрочем, закончилось трагически. Некая бойкая одесситка, бывшая подруга жениха, вроде как однажды заявилась в особняк Демидовой-Сан-Донато. На крыльце особняка она и плеснула счастливой сопернице в лицо кислотой. Лицо графини стало обезображенным. Жениху уродливая невеста оказалась сразу же ненужной. Он быстро исчез куда-то. Елена, не выдержав пережитого кошмара, здесь же, в домовой церкви, попыталась свести счеты с жизнью. Слуги успели вытащить несчастную из петли. Потом она уехала за границу и всю жизнь посвятила благотворительности.
Легенда получила продолжение в годы, когда особняк стал частью Киностудии: якобы призрак Елены стал бродить по бывшему особняку.
Вадим Костроменко вспоминал:
— У нас шел срочный монтаж фильма, работали даже по ночам. И вдруг монтажеры отказываются работать, утверждают: «Как тут работать?! Здесь же по ночам постоянно бродит привидение графини!».
Как попасть на съемочную площадку давным-давно снятого фильма?
А мы с Аленой Калетинской совершаем вояж по еще одному легендарному прошлому Киностудии, которое стало праздничным настоящим (мы же на фабрике грез, здесь возможно все!). Во дворе Киностудии есть еще одна старая одесская улочка: здесь воспроизведен во всей красе кусочек старого одесского двора. Рядом — тележка с мороженым. Да-да, в прежние времена граждане покупали сладкий прохладительный продукт именно так.
Еще вы увидите будочку с соками — тоже из прошлой жизни. Так, еще не попадая в современный Музей кино, только-только пройдя чуть-чуть по Заречной улице, вы уже оказались в прошлом.
А теперь — приготовьтесь. Вот он — Арт-центр им. Веры Холодной с восстановленными съемочными площадками тех самых, как теперь говорят, культовых фильмов. Именно так: все здесь сделано очень необычно – вы не просто будете вспоминать о фильмах, которые снимались на одесской фабрике грез, вы станете участником съемочного процесса, потому что каждый зал — это, по сути, еще один фильм. И еще. И еще.
Алена Калетинская обращает внимание, что кроме воссозданного «антуража», тут повсюду — костюмы любимых героев. То ли в шутку, то ли всерьез (всякие посетители бывают) наш гид очень просит не пытаться примерять костюмы. И вот мы уже на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Тут вам и портрет кардинала Ришелье, и те же костюмы, и мебель «под ту эпоху». И все сделано так, словно вы и сами можете не просто окунуться в те годы, когда снимался фильм, а становитесь одним из его героев. Каким — выбирайте сами.
Еще шаг, еще — и вы уже на съемках «Весны на Заречной улице». За старой партой сидит артист Рыбников в роли влюбленного Саши Савченко… Можете любоваться, восхищаться задумкой, фотографировать. Причем, можно подсесть к самому герою фильма и сняться рядом с ним за партой, о чем я и прошу нашего гида Алену Калетинскую.
Очутиться в каземате, где томился Эдмон Дантес, будущий граф Монте-Кристо — герой фильма «Узник замка Иф»? Да, пожалуйста, все к вашим услугам, если, конечно, не страшно, потому что и здесь все создано так, что все кажется совершенно реальным.
Идем дальше — и мы уже в кабинете Жеглова. И пока начальник отдела по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов, роль которого исполнил Владимир Семенович Высоцкий, куда-то вышел, у вас есть возможность ненадолго «занять» его место. Каково?!
Алена ведет нас в следующий зал — большую лабораторию с реактивами, колбами и прочей научной атрибутикой. Этот фильм вы вряд ли угадаете, потому что, так уж получилось, кинолента «Магия любви», как дает подсказку наш гид, на экраны так и не вышла. Зато можно увидеть, где и как проходил урок магии в этом фильме…
А это что? Ах, ну да, висящий на сцене костюм Жоржа Бенгальского подсказывает: мы очутились на съемках фильма «Опасные гастроли» с тем же Высоцким в главной роли. Здесь вам и рояль из тех времен, и старинная мебель. А раритетный сервант неизменно вызывает восторг у публики.
Заглянем в комнату Веры Холодной?
Конечно, конечно, невозможно восстановить съемочные площадки всех фильмов, которые снимались на Одесской киностудии за ее сто лет — лет поистине триумфальных и казавшихся «закатными». Но словно своеобразным памятником всем им служит особая комната в Музее — гостиная Веры Холодной. Потрясающая задумка и отличное воплощение: кажется, наша Верочка вот-вот заглянет сюда, угостит вас чаем, а, может, и споет… Или просто усядется в кресло немного отдохнуть после съемок.
Отсюда не хочется уходить. Кажется, чего-то не увидел, что-то упустил, потому что мир кино, в который вы здесь окунаетесь, тем более, преподнесенный вот так — и с особой любовью к собственной истории, и с неожиданными задумками, и в виде путешествия по съемочным площадкам, снятых на Одесской киностудии фильмов, манит вернуться и погрузиться в него снова.
И, конечно же, львы…
Мы покидаем Заречную улицу. А наш гид Алена Калетинская уже обращает внимание на двух львов, которые охраняют наш одесский Голливуд, величественно усевшись на ворота, заодно напоминая, что в Одессе насчитывается не менее двухсот львов. И, кстати, еще один любопытнейший казус. Львы на воротах киностудии величественны, но они не единственные в семье наших киношных царей зверей.
На территории Одесской киностудии имеются еще два царственных зверя, поменьше размером, да и общий вид у них поскромнее. С ними связан один казус, из серии «наши вандальные истории». Львы были выкрашены под бронзу, чем как-то давно и привлекли внимание охотников за металлом. Их украли. Разобравшись, что лёвушки не имеют к металлу никакого отношения, совестливые воры их вернули обратно.
Вот только если раньше эти «скромные» львы стояли мордами друг к другу, то установили их наоборот: цари зверей вроде как поссорились и отвернулись один от другого…
Фото автора
улица Заречная есть на 9й станции Большого Фонтана