Село Барсуки на Балтщине имеет много удивительных историй. Расскажу о нескольких интересных, на мой взгляд.
Говорят, что название села произошло как будто от того, что в лесу когда-то водилось много барсуков. А первое упоминание о селе появилось 267 лет назад, в августе 1756 года.
Село было основано помещиком, которому принадлежали эти земли. Свое имение он возвел в лесу, у одного из источников реки Кодымы.
В Барсуках действовала греко-католическая церковь Святого Дмитрия – деревянная, крещатая, основанная в 1773 году. Спустя пять лет храм был открыт для верующих. 1779 храм превратили в православный. Впоследствии пристроили два придела, колокольню, ризницу и пономарь.
В советское время культовое сооружение было разрушено. А на его месте и из его материала возведен клуб. Однако через несколько лет клуб сгорел от удара молнии. В деревне рассказывают, что все, кто по собственной воле был причастен к разрушению церкви, стали калеками и были до конца своей жизни прикованы к постели. А женщина, которая замазывала глиной глаза святым на образах, ослепла.
Еще одним чудом села является колодец «Саулка», который был выкопан в поповском саду. Именно здесь гнездилось поповское хозяйство, а выше, по преданию старожилов, находился монастырь. Охраняли монастырь и хозяйство казаки под руководством исаула (в народе «есаул», «саул»), отсюда и название колодца.
— Вода в колодце – целебная. Не одно поколение лечилось саульской водой. Особенно эта вода помогает при болезнях глаз и кожи, — рассказывает заведующая музеем Ирина Борбела.
А на границе с соседней Кодымщиной стоит Девичий колодец. Она выросла у дороги, где по обе стороны раскинулось поле, — стараниями деревенских ребят, отозвавшихся на просьбы девушек. Девушки работали в полевой бригаде, а воды поблизости не было. Теперь колодец радует родниковой водой всех, кто путешествует по трассе Кривое Озеро — Алексеевка.
Одним из популярных чудес села является крестьянская изба, превратившаяся в этнографический музей.
— Дом принадлежал Марии и Фанатию Меланичам. В свое время это был богатый, добротный дом, о чем свидетельствует жестяная крыша, просторные горницы. Она передавалась по наследству, а впоследствии заброшилась. Так что местные жители решили старинное здание превратить в музей, — рассказывает Ирина Борбела.
В комнатах экспонируются бытовые принадлежности и хозяйственный инвентарь. Сегодня здесь хранится около 400 экспонатов. Согласитесь, для села – это весомое сокровище.
Среди древностей — ткацкий станок, принадлежавший Евгении Романовне Приступ, всю жизнь занимавшийся рукоделием. А старинной иконе Господа Вседержителя уже 113 лет. Ее передала музею Анастасия Мурзина, которая купила в селе дом вместе с иконой. Икона Нерукотворный образ Иисуса Христа датируется 1884 годом и является оберегом музея и его старейшим экспонатом.
В общей сложности здесь хранится более 20 старинных икон. Есть здесь и Ветхий завет, фотографии, среди которых фотографии Балтской республиканской школы механиков-коневодов.
Есть и детская люлька из лозы, которая вылюбила не одно поколение жителей села. Также ульи, глиняные кувшины, макитры, веретено, ручной работы ковры, деревянный сундук, резной комод. И все это украшено вышитыми салфетками и полотенцами.
В музее сохранилась и действующая печь с лежанкой. А в углу — дежа для хлеба и дедушек.
И еще одним чудом музея является Петриковская роспись, которой разрисован музейный дом. Настенная роспись снаружи и в доме создана жительницей села мастерицей Татьяной Борбелой, о которой писала газета «Одесская жизнь».
На днях она презентовала здесь свою первую персональную выставку «С Украиной в сердце».
Одновременно была проведена и благотворительная акция «Балтская община. Верим в ВСУ». Собранные средства отправлены в поддержку ВСУ.
Этой обрядовой каше не одна сотня лет. Кашу готовили и готовят на семьи, крестины, помолвки, свадьбы и т.д.
В 20-литровый котел льем воду. Как закипит, засыпаем мелко нарезанный лук, шинкованную капусту, лавровые листья и варим. Когда капуста почти готова, льем в котел около 8 литров свежего молока. Как закипело – добавляем сюда же промытые рис, пшено, 800 г коровьего масла и соль по вкусу. Закипело и варим почти до готовности на малом огне, постоянно помешивая.
Если каша густая, льем еще немного молока. Добавляем сметану, помешиваем. По желанию добавляем еще около 1 л простокваши, доводим до готовности — примерно три часа.
Когда каша готова, сверху кладем еще 200 г масла и накрываем крышкой. Порезанное кусочками сало жарим на шкварках. Подаем к столу кашу со шкварками. Приятного аппетита!
По преданию Ирины Борбелы.
Читайте также:
В Приморском и Пересыпском районах Одессы 4 июля временно прекратили работу большинство маршрутов электротранспорта. Причиной… Read More
В субботу, 5 июля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается достаточно теплая погода… Read More
В Одесском горсовете приняли решение, которое ограничивает полномочия райадминистраций по согласованию новых железных гаражей. Теперь… Read More
Городской голова Одессы Геннадий Труханов получил благодарность от командования Третьей отдельной штурмовой бригады. Отличие вручили… Read More
Наверное, большинство людей любят быть душой компании. Есть разные способы привлечь к себе внимание и… Read More
Албанцы, как и представители других народов Нижнего Придунавья, переживали разные времена. Были и сытые годы,… Read More