Кандидат культурологии, художник, краевед Дмитрий Хамула о старинных печах-каминах знает, кажется, все. И борется за создание Музея печного дела в Одессе:
Где находит Дмитрий и его команда эти удивительные изразцы? Да где угодно! Кто-то пускает к себе домой полюбоваться. Но часто такие находки, как правило, уже в «кусочках», происходят на свалках.
— Но ведь Музея еще нет.
— Пока нет. Но многие наши находки можно увидеть в недавно открывшейся для посетителей катакомбе Кантакузена на ул. Бунина, 7. Еще во время начавшейся расчистки земляного и каменно-мусорного завала в каменоломне зимой-весной 2017 г. был обнаружен комплекс старинных полихромных печных изразцов. Их можно разделить на две большие группы — это артефакты, датирующиеся концом XVIII и началом XIX вв. Были обнаружены профилированные поясковые фрагментированные изразцы, изразцы «большой руки», цокольные и другие. Там уже собрана целая коллекция фрагментов изразцовых печей 18-19 веков. Что же касается Музея печного дела, то мы ведем переговоры с Одесской государственной академией строительства и архитектуры, которая уже сейчас готова нам выделить помещение.
Ах, эти волшебные изразцы! Даже если обнаружен только фрагмент печи или камина, то после очистки он порой выглядит так, что хочется хотя бы прикоснуться к нему. Дмитрий ничего удивительного в этом не видит, говорит, что ценные изразцы — как ценная посуда из прошлых времен: порой с ручной росписью, единственной и неповторимой.
Что касается дома Руссова, то здесь вообще изразцовых печей было много. Как говорит Дмитрий, все они ныне утрачены, равно как и изразцовые печи в разрушенном доме Русского технического общества, именуемом «масонским».
Были находки изразцов и в городе Белгороде-Днестровском — то ли румынских, то ли австро-венгерских начала ХХ века.
Уникален изразцовый камин Одесского Дома ученых — в бывшей опочивальне графини Елены Толстой.
Как часто бывает, изразцовые печи не только выбрасывают, но и варварски закрашивают, а случается и совсем наоборот: одесситы сами приносят фрагменты изразцов, приглашают к себе домой, чтобы показать свою печь, а, может, в будущем и подарить ее музею.
Дмитрий и сам часто находил изразцы печей — к примеру, рельефные изразцы с росписью, изготовленные на финляндском гончарном заводе «АБО» в 1890-е годы. До 1917 года в Одессе располагалось фирменное представительство этого завода.
Краевед призывает: если у вас есть ненужные печные изразцы, которые хранятся в виде строительного мусора, не выбрасывайте их, ведь они могут пополнить экспозицию будущего музея. Кстати, подаренный в музей, пусть даже один кирпич с клеймом или печной изразец, будет снабжен памятной надписью с именами дарителей.
Фото предоставлено Дмитрием Хамулой.
Автор: Оксана Чигиринская
В ночь на понедельник, 12 января 2026 года, в Одессе снова громко: северную часть города… Read More
Экоинспекторы выявили в Пересыпском районе Одессы очередной факт нарушения природоохранного законодательства – стихийную свалку отходов. Read More
Книга об одесской кухне «Cuisines of Odesa» вышла на английском языке. Об этом сообщила автор… Read More
С понедельника, 12 января 2026 года, школы Одессы возобновляют занятия в очном режиме «в связи… Read More
Одессу не раз затапливало так, что улицы превращались в реки, люди гибли в подвалах и… Read More
Сегодня, 11 января, в Рени состоялась презентация книги Владимира Вакарчука «Не брат». Это не просто… Read More