Близятся очередные майские праздники, а вместе с ними и годовщина пожара в «Доме профсоюзов». И угроза масштабных провокаций, которыми нас пугают четвертый год подряд. Противостоять этой угрозе планируют одесские патриоты-активисты, которых многие одесситы считают не меньшей опасностью. Что за люди эти «активисты»? Чем они занимаются и почему постоянно оказываются в центре шумных конфликтов? И как активисты относятся к «конкурирующим фирмам»? «Одесская жизнь» расспросила об этом представителей нескольких организаций.
«Совет общественной безопасности»
Адрес: Жуковского, 36
Лидер — Марк Гордиенко. С нами говорит — Николай Буковский, учредитель организации.
— Все одесские организации активистов вышли отсюда. Мы были первыми. Активная деятельность началась в 2014 году, с Майданом и агрессией России. Когда в АТО не было самого необходимого, мы отправляли по 2 фуры помощи в неделю. Сейчас почти все у них есть. Шлём помощь добровольцам, в основном сладкое и сигареты. О наших заслугах можно сказать одно: если бы не мы, «ультрасы» и «Автомайдан» — не было бы сейчас Одессы, был бы еще один Донбасс.
Состав и деятельность
— Негативное отношение к нам в городе есть, потому что провокаций много. И сомнительных акций, вроде захвата «Большой Московской». А какой это захват? Чистая акция в защиту определенных бизнес-интересов. Мы боремся с незаконными застройками и балконами, за открытые пляжи. На акции против стройки у дома-стены мы были в первых рядах. Помогаем одесситам, когда обращаются. Стараемся остаться в правовом поле, не выводить людей на улицы. На самом деле — пишем огромное число жалоб и запросов.
— Постоянно участвуют в нашей деятельности человек 100-150. При необходимости можем собрать несколько тысяч. Необходимость — это серьезные провокации, которых опасаемся в мае, активизация «русского мира». Ну и в помощь АТО-шникам, когда злостно нарушают их права.
— Помочь нам может любой и примем всех, кроме откровенных уголовников. Но прежде всего нужны люди со специальностью, особенно юристы. Многие у нас — ветераны АТО. Молодежи много приходит из социально неблагополучных кругов, у парней к 20 годам по 3-4 «ходки» бывает. Куда им идти? Пытаемся учить их нормальной жизни, возвращать в общество.
С кем дружим?
— Взаимодействуем далеко не со всеми. С «Автомайданом Одессы» мы в хороших отношениях, со «Штормом» (добробат патрульной полиции). Со «Свободой» сложнее, это политическая организация, а мы — гражданские активисты, в политику не уходим. Пока не видим, в какую сторону и с кем двигать политическое движение, никого не поддерживаем. Вообще сейчас по Одесской области зарегистрировано более 900 организаций активистов, инвалидов и ветеранов АТО, в большинстве из них состоит по 1-2 человека и продвигают свои личные интересы.
«Одесситы против РГБ»
— Была такая акция под нашими стенами. Но митинговали несколько десятков проплаченных людей и с политическими амбициями. Часто бывает конфликт в духе «Мы настоящие герои АТО, а вы — нет!». Люди наденут форму с медальками, а многие и не воевали, просто отсиделись где-то. Настоящие бойцы из АТО в медальках не бегают, не орут, не стучат по столу. Хотя иногда приходится и стукнуть…
О срыве доски почета ветеранов ВОВ в морге.
— Доску наши ребята правда сняли, но конфликт улажен. Мы не против ветеранов, дело в запрещенной коммунистической символике той доски. Мы ее отреставрировали в украинском стиле — с маками — и вернули на место.
Сотрудники морга подтверждают — доску с ветеранами им вернули, но неприятный осадок остался.
«Самооборона Майдана» Одессы
Адрес: Канатная, 35
С нами говорит Валерий Начвинов (позывной «Феникс), лидер организации.
— У нас три цели: борьба с российской агрессией, с внутренним врагом, сохранение украинской государственности. Деятельность состоит из нескольких направлений: базовая допризывная подготовка и военно-патриотическое воспитание молодежи; волонтерская помощь (мало собираем сами, но помогаем грузить, перевозить, охранять грузы); помощь правоохранительным органам (чаще при проведении массовых мероприятий); борьба с отдельными нарушителями закона; помощь АТО-шникам в отстаивании их прав.
— Волонтеры наши постоянно проводят бесплатное обучение: курсы украинского языка, медпомощи, истории, занятия с детьми. Ведь если мы не вырастим новое поколение (но не радикалов!), то как будет жить и развиваться страна?..
Политика и организация
— Политических амбиций у нас нет. Однажды мы выдвигали своих кандидатов от партии «Укроп». Я тоже участвовал, поглядел на выборы изнутри. Это фабрика по превращению денег в политическое влияние, агитация вообще не работает. Все превращается в соревнование — кто кого гречкой перекидает. Есть партии, которые мы можем поддержать, но сами на выборы идти не планируем.
— У нас выраженная проукраинская позиция — это главное. Стараемся, чтобы не политизированная. В отличие от РГБ, мы — не лидерская организация, все решения принимаются общим голосованием. С меня сорвут погоны и выгонят, если посчитают недостойным говорить от лица организации. При этом мотивация у нас — идеалистическая, эмоциональная, материальной нет.
— После компрометирующих действий бывшего руководства мы многих потеряли, но сейчас опять прибыль людей. И возвращаются, и приходят новые. Списочно у нас несколько сотен людей в Одессе. На последнем сборе в декабре, где высказали недоверие прежнему руководству и выбрали новое, было 130 человек.
Откуда столько «Самооборон» в Одессе?
— «Самооборона Одессы» и «Самооборона Майдана» Одессы — это все мы. Есть еще «Морская самооборона», у нас с ними нормальное сотрудничество. Враждебных отношений у нас нет ни с одной из организаций в городе, есть отдельные разногласия. Конфликты — только на личном уровне. Мы в отличных отношениях с «Автомайданом Одессы», постоянно взаимодействуем. С РГБ мы нейтральны, есть общий кусок истории в 2014-15 годах и договор о взаимопомощи, хотя он редко реализуется на практике. Идем разными путями все-таки. Но в случае угрозы «русского мира», провокаций — скооперируемся тут же.
Насколько угроза «русского мира» реальна?
— В данный момент в Одессе действует порядка 4-х хорошо подготовленных групп, которые работают на актуализацию «русского мира». Угроза не исчезла. А много профессиональных агентов влияния и не нужно, всегда подтянутся местные идейные. Провокаций на «майские» опасаемся, будем настороже. Одесса не уникально сложный город. Пассивного, ностальгирующего по «совку» населения на Западной Украине не меньше. Просто в Одессе оно пророссийское, а там — антивоенное. Но тоже ворчат про «проклятых бандеровцев», про «вы войну развязали, а мы хотим просто жить, нам все равно».
Откуда негативное отношение в городе?
— Население города по большей части относится к нам настороженно, стараются держаться подальше. Крайне редко поддерживают или относятся негативно. Смешно, когда приходят со словами: «Вы — бандеровцы! Но вот нас прокурор обижает, помогите отстоять права…». Стараемся помогать. Дело в том, что коррупционные схемы любят тишину. Гражданские активисты эту тишину нарушают. Мы носили «письма счастья» застройщикам-нарушителям. Общественники сами не могли попасть на территорию или к руководству, везде охрана. А с нами — проходили. Отсюда и скандалы, в частности — с «Кадорром», отсюда и негативное освещение нас в принадлежащих застройщикам СМИ.
Кого не примут в одесскую «Самооборону Майдана»?
— К нам кто угодно может прийти. Кроме ярых сторонников политических партий, которые приходят продвигать свое. И людей с корыстным интересом, с идеями «как на этом заработать». Сотрудникам правоохранительных органов по закону не положено состоять в таких организациях. И людей с криминальным прошлым, а тем более — настоящим, тоже не хотим. Но дискриминации нет ни по какому признаку. У нас есть понятие «побратим», которое исключает пол, возраст и национальность.
Что боевое прошлое в АТО дает особые права и защиту от закона — здесь не считают. Настаивают, что непорядочное поведение обесценит любые заслуги и воинские подвиги, а законы писаны для всех без исключений. Здравая мысль, с которой трудно не согласиться.
В обеих организациях заявляют, что мошенники и откровенные бандиты часто представляются их людьми. Николай Буковский объясняет, что отличить настоящего РГБ-шника просто: у всех есть удостоверения и нет балаклав, только открытые лица. «Самооборона Майдана» советует немедленно обратиться к ним, если вдруг объявились подозрительные «активисты». Все акции заранее согласовываются, в штабах о них знают, поэтому всегда готовы быстро оказаться на месте событий и вывести самозванцев на чистую воду.
О том, как активисты сносили застройку в Воронцовском переулке, читайте в нашем материале.
активный ты или пассивный..это без разницы..лишь бы человек хороший был..а не как мой с таирово…
Жаль что в Одессе есть Чернорубашечники.Это порождение порошенкоской анархии.И самое страшное,что украинская хунта от них уже воет.А как избавиться не знает.
не прочитал, но скажу одно: в 2012 в Одессе была марксистко-ленинская организация Рабочий Класс, а уже к 2013 началась декоммунизация, которую затеял фашист порошенко. Так что, на не будет теперь в Одессе на 9 мая победы СССР.
Жаль, что что с этими ребятами нельзя подискутировать. Чёрно-белая картинка получается. Активисты или фашисты? Нам остаётся только страх перед ними, коль нормальный диспут несбыточен.
Крим;должен лішитсч Афтономіе і разделїн между областямі Дер.Укр.на основаніе Анексіе предательстве колоборонтомі»автономіе крим в порламенте і Державних структур но чего єті не зробилі знаіш 1%
Проводятся ли акции протеста против коррупционеров среди чиновников, и как борются со взяточниками ?