Одесский след в независимости Финляндии
В прошлом году Президент Украины Петр Порошенко во время официального визита в Финляндию посетил музей финского политического и военного деятеля маршала Карла Густава Маннергейма. В экспозиции представлены материалы, посвященные службе Карла Маннергейма в армии Российской империи, его деятельности на посту главнокомандующего вооруженными силами Финляндии, президента страны.
Лидер Финляндии в свое время дважды посещал Одессу, в 1918-м и 1919 году, и прожил здесь более полугода. Сотрудники музея рассказали: именно в Одессе Маннергейм узнал о том, что он станет президентом независимой Финляндии.
На память о посещении музея Порошенко подарили копию фотографии, на которой запечатлены последний гетман Украины Павел Скоропадский и маршал Маннергейм в молодые годы.
Долгий век кавалергарда
Карл-Густав-Эмиль Маннергейм родился 4 июня 1867 года. Баронский титул он унаследовал от предка, некогда жившего в Германии. Когда Карлу Густаву было 13 лет, отец обанкротился и сбежал. Через год умерла мать. Детей забрали родственники. В 1882 году Густава пристроили в Финский кадетский корпус. Однако накануне выпуска он отлучился «в самоволку», за что был исключен из корпуса. Тут впервые проявился характер и недюжинные способности будущего полководца. Он поступил в последний класс частного шведского лицея, сдал экзамены экстерном и получил аттестат зрелости.
Еще подростком Карл-Густав понял, что он «из нищих», а стало быть, для воплощения надежд и мечтаний может рассчитывать только на свои силы. Родственники, конечно, помогут, но возможности их не безграничны… Например, с помощью родных ему удалось добиться допуска к экзаменам в Николаевское кавалерийское училище, а вот для поступления потребовались собственные усилия и знания. Маннергейм был принят в 1887 году на отделение армейской кавалерии. Окончил первый курс четвертым по успеваемости из 84. Уже на втором курсе — унтер-офицер.
В училище было много прекрасных педагогов — обучали очень серьезно. И юноша получил основательный запас фундаментальных знаний, которые пополнял всю жизнь. Он умел учиться! Здесь продолжал мечтать о службе в гвардии, в Кавалергардском полку. Статный и сильный физически, говорящий на нескольких языках, прекрасно образованный, он подходил для этого по всем статьям. Высочайшим приказом от 10 августа 1889 года барон Маннергейм был произведен из юнкеров в корнеты. И Офицерское собрание Кавалергардского полка одобрило его кандидатуру. Но, несмотря на прекрасную аттестацию, в полк юноша не попал — свободных вакансий не оказалось. От природы вспыльчивый и горячий, барон нагрубил дежурному офицеру и чуть было не отправился в армию рядовым. Обошлось лишь благодаря заступничеству родственников. Однако Карл-Густав запомнил урок на всю жизнь. В любых ситуациях умел «держать себя под шпорой», т. е. не давал воли эмоциям.
Отчаянной храбрости офицер
В русско-японскую войну он отправился на фронт добровольцем. Это было воспринято родными барона в Финляндии как предательство. Маннергейм рассуждал по-другому: «На войне человек сражается не за какую-то систему правления, а за страну, к армии которой он принадлежит. Я считаю, что он исполняет свой долг офицера».
Тридцать два дня барон добирался до Мукдена, но для него не оказалось свободной офицерской должности. Вскоре в послужном списке барона появилась новая запись: «Высочайшим приказом, состоявшимся в 7 день октября месяца 1904 года, переведен в 52-й драгунский Нежинский полк подполковником».
В конце 1904-го, командуя двумя эскадронами драгун, Маннергейм получил первое серьезное боевое крещение. Позднее прикрывал отступление пехоты после Мукдена. Маннергейм, несмотря на то, что серьезно болел, и под ним была убита лошадь, вывел остатки эскадронов из-под огня, выполнив до конца поставленную задачу.
В начале 1906-го его вызвали в Генеральный штаб, в Петербург. Закаленному в боях разведчику и лучшему кавалеристу России предложили с небольшим отрядом совершить переход по труднодоступным и малоизученным районам Центральной Азии, Китая, Монголии и Тибета — для сбора разнообразной информации. По «легенде» он — шведский барон. Путешествует и собирает этнографические сведения в научных целях.
Экспедиция прошла 14 тысяч километров, продолжалась два года, привезла горы материалов, в том числе тысячи уникальных фотографий, которые Маннергейм делал сам, для Русского географического общества, Финского национального музея и Финно-угорского общества. А кроме того — пачки карт с проложенными маршрутами, подробный военный отчет для Генерального штаба. Собрал и проанализировал столько научных и военных материалов, что ими пользовались военные и географы в течение всего ХХ века. Это был подлинный научный подвиг уровня Пржевальского и Козлова.
В 1908 году Генеральный штаб направляет Маннергейма «лечиться» в Японию. На самом деле — это снова разведывательная командировка. Отчитывался он лично царю. Когда государь спросил, чего бы желал барон лично для себя в дополнение к трем заслуженным орденам, Маннергейм ответил: командовать кавалерийским полком. Вскоре его назначают командиром уланского полка.
Ударная сила Румынского фронта
В Первой мировой войне Карл Маннергейм командовал 12-й кавалерийской дивизией, которую называли ударной силой Румынского фронта. Позже ему доверили корпус из трех дивизий.
Грянула революция, и ситуация на фронтах резко изменилась. Дисциплина в армии резко упала. Усилились анархические настроения. А военное руководство ничего не предпринимало для борьбы с революционной стихией. Маннергейм решил покинуть русскую армию. Но ведь нужно было придумать какую-то причину! Помог случай.
Во время лихой скачки его жеребец споткнулся и упал. Маннергейм повредил ногу. Врач армейского корпуса подтвердил, что вывих серьезный. Генералу следовало провести в постели, как минимум, два месяца. И его осенило: он попросил отправить его в Одессу. Там он планировал найти повод для поездки в Петроград, а оттуда как-нибудь и до Финляндии можно добраться.
Одесское предсказание
В Одессе Маннергейм поселился в гостинице «Лондонская», а курс лечения проходил в военном госпитале на Куяльнике. Среди обитателей гостиницы была представительница британского Красного Креста леди Мюриель Паджет. Однажды для многочисленных приятелей леди организовала чаепитие с ясновидящей. Леди удалось уговорить Маннергейма пообщаться с провидицей. Ясновидящая рассказала много удивительного. Напророчила ему блестящую карьеру. Предсказание сбылось на 100 процентов!
Вечерами будущий маршал Финляндии любил прогуливаться по Николаевскому (ныне Приморскому) бульвару. Он всматривался в море. Мысли его были о родине, о милой сердцу Финляндии
Долгая дорога на родину
В Петроград он поехал поездом. В прежние времена эта дорога занимала два дня. Но состав добрался до города лишь через шестеро суток. А вскоре Маннергейм уже был в Финляндии.
Его назначили главнокомандующим. Над кем?! Никаких войск в подчинении у него не было. Но генерал создает боевое формирование из бойцов шюцкора — вооруженных отрядов народного ополчения. Под его командование стекаются добровольцы. Главной проблемой формируемой Маннергеймом армии была острая нехватка младшего офицерского состава. Она частично разрешилась, когда в ряды белофиннов влились финские егеря, воевавшие на стороне Германии. Они укрепили армию, но были настроены прогермански. Маннергейм сумел собрать боеспособную 70-тысячную армию. После разгрома отрядов финской Красной гвардии и революционного правительства перед Маннергеймом была поставлена задача формировать новую армию с помощью немецких офицеров, т. е. фактически подчиняясь немцам. Он с возмущением подал в отставку и уехал в Швецию.
Через время Маннергейм наравне с другими кандидатами участвовал в президентских выборах в Финляндии. Но против него развернулась мощнейшая «пиар-кампания». Главным обвинением стала его служба Российской империи. Барон, только что спасший Финляндию от большевизма, эти выборы проиграл. Он стал президентом лишь в 1944 году.
Последнее сражение маршала
Живя в маленькой деревушке неподалеку от Лозанны, маршал обдумывал план работы над книгой-автобиографией. Причем так, будто это военная операция. Остаток жизни он посвятил своему детищу. Считал книгу чрезвычайно важной. С ее помощью надеялся изменить мнение в мире о Финляндии как о верной союзнице Гитлера. Хотел доказать, что Финляндия боролась за собственное существование и независимость.
Несмотря на ухудшающееся здоровье, Маннергейм выиграл свое последнее великое сражение — написал мемуары. В них были включены и страницы о его жизни в Одессе, в которую влюбился навсегда, и о которой постоянно вспоминал.
Он скончался в больнице в Лозанне 28 января 1951 года на 83-м году жизни.
Единственное предсмертное желание великого полководца — быть похороненным в мундире маршала. Тело его перевезли в Финляндию и похоронили с большими почестями.
Мало ли какая сволочь не побывала в Одессе. Петлюра вроде тоже как-то заезжал…
По поводу сволочей ты права, говорят что и путин проездом был в Одессе