После гражданской акции за Летний театр по обвинениям в организации массовых беспорядков задержали и отправили в СИЗО нескольких общественных активистов, в том числе Демьяна Ганула и Сергея Стерненко. «Одесская жизнь» анализирует — за что их задержали? Есть ли в этом политический подтекст? Кому это выгодно? Когда улягутся протесты активистов? Как будут развиваться события?
Задержания и аресты
Лидера организации «Уличный фронт» Демьяна Ганула полиция задержала днем 23 ноября после проведенных у него дома обысков. Приморский районный суд Одессы по обвинению в организации массовых беспорядков решил избрать для него меру пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО на 60 суток. Права внести залог Ганулу не дали.
На следующий день, 24 ноября стало известно о подозрении в организации тех же массовых беспорядков в адрес бывшего лидера одесского «Правого Сектора» Сергея Стерненко. Сам он в этот момент находился в Харькове, но оперативно прибыл в Одессу на беседу со следователем. По итогам беседы его также задержали и в том же Приморском суде также заключили в СИЗО, но с правом внесения залога в 608 тысяч гривен.
27 ноября, после того, как сумма залога была выплачена главой областной администрации Максимом Степановым, Стерненко вышел на свободу.
Также был задержан еще один активист Игорь Резун, которого суд отправил под домашний арест.
Мнения одесситов разделились на три лагеря
Первый лагерь немедленно перевел ситуацию в политическую плоскость, устраивая митинги под зданием областной администрации и прокуратуры Одесской области с требованиями немедленного освобождения Ганула, Стерненко и других задержанных. Их даже называют «узниками совести» и жертвами политических репрессий. Также требуют отставки начальника полиции Одесской области и областного прокурора.
Второй лагерь возмутился тем, что поводом для задержаний стало участие в акциях против строительства в Летнем театре. Также представители этого лагеря, не всегда разделяя методы и взгляды радикальных активистов, выступили против чрезмерно жесткого, по их мнению, наказания и слишком большой суммы залога.
Третий лагерь откровенно радовался самому факту того, что праворадикальные активисты Стерненко и Ганул находятся за решеткой.
Будет ли стоять «второй прокурорский Майдан»?
Вечером субботы у стен областной администрации прошел митинг с требованием освобождения задержанных активистов и увольнения начальника полиции и прокурора Одесской области Дмитрия Головина и Олега Жученко. В воскресенье данная акция переместилась к областной прокуратуре на улицу Пушкинскую, где и продолжается до сих пор как «бессрочная».
К ней присоединился и вышедший на свободу Сергей Стерненко. Сейчас акция под прокуратурой продолжается. И стоять под зданием активисты могут достаточно долго.
Что думают известные одесситы и чиновники
«Одесская жизнь» собрала мнения одесситов и представителей местной власти о ситуации вокруг Летнего театра, задержаниях и акциях протеста на основе их публичных высказываний и постов в соцсетях.
- Максим Степанов, глава ОГА об аресте Сергея Стерненко: «Это моя человеческая реакция на несправедливость. 600 тысяч гривен залога для того, кто бросался на полицию, и 128 тысяч гривен залога для того, на чьей совести загубленные жизни детей в лагере «Виктория». Где здесь справедливость? Еще раз подчеркиваю: я не поддерживаю и никогда не буду поддерживать радикальные формы протеста в этой, изначально мирной акции. Но отлично понимаю, что было поводом для таких действий. Повод – возмутителен, протест адекватен, форма протеста – не допустима! Я считаю нашу полицию гарантом безопасности и категорически не согласен с критикой в адрес правоохранительных органов в ситуации вокруг Летнего театра. Многочисленное присутствие полиции сорвало планы завести на митинг в Горсаду титушек, и устроить кровавую бойню».
Геннадий Труханов, мэр Одессы, обещает не застраивать Летний театр и не соглашается с методами протестов: «Мы знаем, что это за территория и там ничего строится не будет. Эту проблему нужно решать в правовом поле».
- Борис Херсонский, поэт, не одобряет строительство в центре Одессы и методы протестов против него: «Решение о застройке Летнего театра считаю преступным. А технология протестов тоже не вызывает оптимизма. Но после разгона активистов и приговора Стерненко позиция примерно такая же, как и после событий на Майдане, когда побили студентов».
Сергей Филичкин, политконсультант, считает события вокруг Горсада «политическим шоу»: «Полиция нормального государства должна была винтить хулиганов и провокаторов прямо на месте, составлять протоколы и отправлять в суд. А теперь, конечно же, это чисто политическое шоу».
- Татьяна Герасимова, журналист-расследователь «Группы 2 мая», не считает акцию 18 ноября массовыми беспорядками: «Я не вижу никаких оснований для того, чтобы отправлять их в СИЗО. Подозрение в организации массовых беспорядков не выдерживает никакой критики по одной причине — с точки зрения Уголовного кодекса то, что произошло в Летнем саду 18 ноября, не было массовыми беспорядками. И я думаю, адвокаты это докажут. А дело развалится с таким же треском, как дело 2 мая. Только намного быстрее. Я очень негативно отношусь к акциям Стерненко в театрах и концертных залах, к блокированию Малиновского суда, когда там рассматривалось дело 2 мая. Но ни Ганулу, ни Стерненко не желаю тюрьмы — у нас есть кого сажать за решетку».