Новости Одессы и Одесской области

Не любовный треугольник: о положении Приднестровья в «окружении» России, Молдовы и Украины

Не любовный треугольник: о положении Приднестровья в «окружении» России, Молдовы и Украины

ПриднестровьеРейс S7, на борту которого находился вице-премьер России Дмитрий Рогозин должен был приземлиться в аэропорту Кишинева 28 июля в 14.10. Российский чиновник спешил на празднование 25-летия российской миротворческой миссии в Приднестровском регионе Республики Молдова. Однако Рогозина не дождались ни ветераны войны 1992 года, пришедшие выразить свой протест против его визита, ни Президент Молдовы Игорь Додон, который намеревался вместе с Рогозиным посетить сепаратистский анклав. Вместо Кишинева самолет приземлился в Минске. Свое «добро» на пролет борта не дала Румыния. Рогозин сделал грозные заявления в «Твиттере», пообещав «надавать по ушам мелким пакостникам». Но российский вице-премьер мог только грозить пальцем и топать ногами. Дело было сделано. Празднование юбилея российской миротворческой миссии прошло без должной помпы и участия высоких гостей. Молдавский Президент также отказался о участия в торжествах.

Почему намечаемые празднества вызвали негативную реакцию у части молдавского общества и элиты? Стоит вспомнить историю вопроса.

 

 У миротворцев две стороны

21 июля 1992 года Президент Молдовы Мирча Снегур и Президент России Борис Ельцин подписали Соглашение о принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республики Молдова. В соответствии с документом, была создана Зона безопасности, в которой разместился российский миротворческий контингент наряду с молдавским и приднестровским. Кроме того, в миротворческой миссии участвуют и украинские военные наблюдатели.

Сам по себе факт участия именно российских военных в миротворческой миссии был изначально двусмысленным. Российские военные принимали участие в боевых действиях на стороне сепаратистов, и этот фактор склонил в итоге чашу весов на сторону Приднестровья. Получалось, что Россия в одном лице выступает и как страна-агрессор и как страна-миротворец. Это стало возможным, поскольку ни США, ни Европейский Союз не были вовлечены в процессы на постсоветском пространстве. Поэтому оно и было фактически отдано на откуп России, которая, кстати, в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ взяла на себя обязательства вывести военный контингент и вооружения из Молдовы, но так и не выполнила их.

Если на первоначальном этапе миссия еще оправдывала себя, то сегодня она себя исчерпала. Очевидно, что Молдова не намерена решать конфликт вооруженным путем. Фактически сегодня российские миротворцы служат прикрытием для пребывания российского воинского контингента в непризнанной ПМР.

Кроме миротворческого батальона, численностью более 400 человек, в Приднестровском регионе расположены еще два батальона российских войск и огромные склады вооружений в Колбасной (село в Рыбницком районе ПМР — Ред.).

 

 Угроза украинскому югу

В последнее время в Кишиневе звучит идея о необходимости замены военной миротворческой миссии на гражданскую под     международным мандатом, что естественно вызывает возражения и со стороны Тирасполя, и со стороны Москвы. В мае 2017 года Конституционный Суд Молдовы признал неконституционным нахождение российских военных в Приднестровье. А буквально накануне инцидента с визитом Рогозина молдавский парламент выступил за вывод этого контингента из Республики. В принятом заявлении указано: дальнейшее пребывание российских войск в восточных районах Молдовы «является нарушением конституционных норм, касающихся суверенитета, независимости, территориальной целостности и постоянного нейтралитета Молдовы, а также норм международного права».

Украина с начала российской агрессии рассматривает пребывание российских военных в непризнанной ПМР как угрозу национальной безопасности и принимает соответствующие меры. В мае 2015 года Верховная Рада денонсировала (объявила недействительным — Ред.) соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о транзите по территории Украины военных формирований Российской Федерации, которые временно находятся на территории Республики Молдова. В сентябре того же года Указом Президента Украины утверждена новая редакция Военной доктрины Украины, которая к числу актуальных военных угроз относит «присутствие военного контингента Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, который может быть использован для дестабилизации ситуации в южных регионах Украины».

Помимо российского воинского контингента, непризнанная ПМР обладает и собственными воинскими подразделениями, в том числе отдельным танковым батальоном. Кроме того, российский воинский контингент формируется за счет местных кадров, имеющих российское гражданство.

 

 Триумф обернулся конфузом

Примечательно, что за несколько дней до неудачного визита Рогозина российская сторона запрашивала разрешение на посадку в аэропорту Кишинева и на аэродроме в Тирасполе неких военных самолетов. Было ли на этих самолетах вооружение и снаряжение для российских военных, неизвестно. Молдова отказала России в связи с отсутствием «соответствующего механизма обеспечения необходимого контроля со стороны молдавских компетентных органов над летной деятельностью с использованием аэродрома города Тирасполь».

Инцидент с Дмитрием Рогозиным имел и очевидную внутриполитическую подоплеку. Ключевая роль в праздновании 25-летия российской миротворческой миссии отводилась Президенту Молдовы Игорю Додону, который позиционирует себя как откровенно пророссийский политик. Его присутствие в Тирасполе подтвердило бы его личный статус большого друга Москвы и дало дополнительные баллы от избирателей, которые ориентируются на Россию (а их немало). Заметим, что фракция социалистов, партии, лидером которой формально считается молдавский президент, не поддержала обращение парламента о выводе российских войск. Возможно также, что Додон собирался завоевать и симпатии жителей Приднестровского региона, но ожидаемый триумф обернулся конфузом и для России и для Додона.

У многих приднестровцев есть молдавские паспорта и право принимать участие в парламентских выборах. Дать такие преимущества в руки своего оппонента правящая молдавская верхушка явно не собиралась.

 

 В обход Приднестровья

Все это происходит на фоне ухудшающегося положения непризнанного Приднестровья. Буквально недавно Президент Украины Петр Порошенко и Премьер-министр Молдовы Павел Филип в торжественной обстановке открыли совместный пункт пропуска «Кучурган» на приднестровском участке украинско-молдавской границы.

Это событие стало логическим продолжением политики Киева по отношению к Приднестровью. За три года Украина предприняла ряд совместных с Молдовой мер, направленных на включение приднестровских экономических агентов в молдавское правовое поле.

В марте 2015 года Кабинет Министров Украины своим постановлением исключил автомобильные пункты пропуска «Кучурган» и «Платоново», а также железнодорожный пункт «Кучурган» из перечня тех, через которые разрешено перемещение подакцизных товаров (в том числе табачной и алкогольной продукции).

В январе 2016 года изменилась схема движения импортных грузов в Приднестровье по железной дороге.

В мае нынешнего года  украинская сторона уведомила власти непризнанной ПМР о том, что транзит продовольственных товаров в Приднестровье через территорию Украины будет осуществляться только по согласованию с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов Республики Молдова.

Подобные меры никак не могут нравиться ни руководителям приднестровских сепаратистов, ни их российским покровителям. Тирасполь жалуется на то, что введение совместных украино-молдавских постов приведет к серьезным экономическим потерям и падению уровня жизни населения.

Впрочем, попытка приднестровских лидеров найти поддержку у европейских стран успеха не имела. Оно и понятно. Вопрос контроля границы — это вопрос двух государств, Украины и Молдовы, и они не обязаны учитывать интересы какого-то сепаратистского анклава.

Вполне понятно, что вопрос реинтеграции Молдовы совместные посты решить не смогут. Но приблизить — вполне. И главное — все меньше двусмысленности в отношении Киева к Приднестровью.

Артем ФИЛИПЕНКО

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
просто прохожий
просто прохожий
7 лет назад

у этого так сказать непризнанного государства 70% продукции идет в ЕС

Михайло
Михайло
7 лет назад

Так, продукція з ПМР йде в ЄС, але із згоди митнтків Молдови. Та й податок теж залишається в Молдові. ПМР-це нуль без палочки…

просто прохожий
просто прохожий
7 лет назад

нуль без палочки це ваша незалежна..под руководством кагала…

не сорьтесь, ватняки)))
не сорьтесь, ватняки)))
7 лет назад

ПУТИН и ЗАГАДОЧНАЯ женщина Алина этот номер порвал зал в клочья , см видио

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции