Новости Одессы и Одесской области

Шерифа вызывали? Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторов

Шерифа вызывали? Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторов

Участковых инспекторов одним росчерком пера назначили инспекторами патрульной полиции, а функции нового органа обозначить забыли. Потому участковые работают «по-старинке» ― в милицейских мундирах, с милицейскими удостоверениями и с Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторовтабличками «Опорный пункт милиции» на входе в участок. «Одесская жизнь» побывала в одном из таких опорных пунктов и познакомилась с человеком, который проработал участковым 20 лет. Старший инспектор патрульной полиции Игорь Брушнецкий рассказал нам о том, какой была работа участкового в годы его молодости и какой стала сегодня.

Вчера: пьяницам и дебоширам спуску не давали

Игорь Брушнецкий начинал свою работу участковым в середине 90-х и, как ни странно, ностальгирует по прошлому ― бумажной волокиты было меньше, прав у милиционера больше, да и люди к правоохранителю относились с уважением. В помощь участковым работали медвытрезвители и лечебно-трудовые профилактории, куда отправляли алкоголиков на лечение и социальную реабилитацию. Сегодня такие люди — головная боль их близких и, опять же, участковых. Они терроризируют окружающих, пополняя и без того неутешительную статистику преступлений.

Более того, если раньше особо буйного человека могли оставить в райотделе на ночь, чтобы он дал возможность отдохнуть родным и соседям и не причинил никому вреда, то сегодня задержать его можно лишь на три часа. В милиции это объясняют тем, что «клетки» райотделов не соответствуют современным требованиям (у задержанного должна быть возможность поесть и помыться). Поэтому дебошира отпускают домой и только утром, если тот никуда не сбежит, забирают в суд.Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторов

— Раньше и личность человека определить было намного проще, — вспоминает Игорь Брушнецкий. — Было адресное бюро, куда мы обращались, имея специальные пароли. Потом кто-то решил, что это нарушение прав человека. Теперь мы едем к задержанному домой, пока он находится в райотделе, просим родственников предоставить его документы. В крайнем случае делаем запрос в миграционную службу — все это занимает время.

Во многом из-за лишней работы, а еще из-за мизерных зарплат и бытовой неустроенности за последний год структура участковых потеряла много сотрудников — молодежь ушла в патрульную полицию, а часть людей и вовсе уволились.

Сегодня: по участку «на своих двоих»

Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторовДень участковых начинается с собрания в райотделе. Здесь проверяют наличие состава и распределяют материалы дел, в которых следствию нужна помощь. Потом сотрудники обходят территорию. Это, говорят в участке, самая важная часть работы — так налаживается контакт с местными жителями, выясняются детали совершенных преступлений и проводится профилактическая работа.

А еще приходится помогать учителям, чьи ученики не появляются в школе, коммунальщикам, которые не могут или боятся войти в ту или иную квартиру, и сотрудникам социальных служб. Привлекают участковых и к охране общественного порядка — на общественные акции, футбольные матчи, выпускные, первые и последние звонки в школах. День трагедии 2 мая 2014 года в Одессе не стал исключением.

— Это был настоящий ужас, — неохотно вспоминает Игорь Брушнецкий. — Нас направили на футбол, а когда начались беспорядки, мы стояли возле магазина «Антошка» на улице Греческой. Были в одних рубашках, когда со всех сторон летели булыжники, и коктейли Молотова. Потом нас перебросили на Куликово поле ― мы стояли в оцеплении, чтобы давать автозакам вывозить людей. Телефон раскалился от звонков, но ни времени, ни возможности взять трубку и успокоить родных не было.

Когда в Одессе ситуация успокоилась, участковые и их близкие вздохнули спокойно — появилась возможность полноценно выполнять обычную рутинную, но важную работу. Хотя порой и в спокойную жизнь врываются ужасы, не укладывающиеся в голове. Именно на участке Брушнецкого всего месяц назад мать избила свою пятимесячную дочь, после чего та скончалась в больнице. И именно здесь весной этого года мертвую девочку нашли в мусорном контейнере (ее также убила собственная мать).

Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторов

Старший инспектор патрульной полиции Игорь Брушнецкий:

— Я пришел в Киевский райотдел милиции в 1996 году и сразу оказалось, что теория и практика ― это две большие разницы. Доучивали меня всем коллективом, а уже через три года назначили старшим участковым. За 20 лет у меня ни разу не возникло желания сменить профессию.

К счастью, такие трагические события случаются не так часто и обычно полиции приходится иметь дело с семейными ссорами и кражами.

— Есть «кадры», которые без работы не оставят, — рассказывают в участке. — Пенсионеры скучают ― вызывают полицию по три-четыре раза в неделю. Кому-то наркотиками воняет, кто-то с соседями договориться не может. Получается, что сначала патрульные тратят на эти вызовы бензин и время, а потом еще и мы ходим, разговариваем, пишем.

А ходить приходится немало. Участок №4 Киевского райотдела — это и проспект Маршала Жукова, и часть Люстдорфской дороги, и площадь Толбухина, и частный сектор на улицах Дмитрия Донcкого и Ромашковой. Только высотных домов более 70. И на всю эту территорию — всего четыре сотрудника, не имеющих транспорта.

Завтра: из участковых в шерифы

В сентябре этого года премьер-министр Арсений Яценюк заявил о подготовке проекта «Украинский шериф». Замминистра МВД Эка Згуладзе отметила, что службы участковых и патрульных полицейских будут постепенно сливаться, что позволит оптимизировать расходы и не дублировать структуры. Сообщается также, что патрульная служба «поглотит» не только участковых, но также ГАИ и криминальную милицию по делам детей. В то же время, даже общего представления о том, как именно будет функционировать новая структура, пока нет.
— Я надеюсь, что станет меньше бумажной работы, вырастет зарплата и появится хорошее техническое оснащение, — говорит старший инспектор Игорь Брушнецкий. — Но пока мы даже не знаем даты аттестации.

Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторов

Главные «информаторы» любого участка ― работники ЖКСа. Дворник Светлана Матросова говорит, что обращаться к правоохранителям приходится часто. В таком большом районе найдутся и вандалы, и дебоширы, и просто неадекватные люди. Зовут участкового и в случае обнаружения «подозрительных предметов» — оставленных кем-то сумок или коробок в местах скопления людей.

Об «Украинском шерифе» не знают ничего и в Главном управлении Национальной полиции в Одесской области.

— Я бы не сравнивал этот проект с американской системой, ведь там должность шерифа избирательная, — отмечает майор полиции, руководитель отдела коммуникаций ГУНП в Одесской области Андрей Костюк. — Но в целом говорить об этом еще рано. Для начала должна состояться переаттестация обычной полиции.

 

На стене участка №4 Киевского райотдела полиции висит фотопортрет Юрия Гагарина с его личной подписью. Одному из бывших сотрудников снимок достался лично от знаменитого космонавта и с тех пор занимает почетное место над картой Одессы. Полицейские говорят, что в последнее время узнают Гагарина не все, причем проваливают мини-тест не только подростки, но и люди, чье детство и молодость прошли в СССР.

 

Владимир Вареничев, глава Одесской областной организации аттестованных сотрудников МВД

Прошлое, настоящее и будущее одесских участковых инспекторовУ нас принято считать, что главный в милиции — уголовный розыск. Но нет, главные — участковые. Именно по их работе и их внешнему виду люди судят о работе всего ведомства. Они первые, кто приходит на помощь в сложной ситуации. И если сегодня взять и разрушить весь этот институт, разогнать опытных участковых и набрать необученную молодежь — это будет катастрофа.

Конечно, без новых кадров не обойтись. Их нужно учить, подтягивать, но и старых сотрудников нужно оставлять на своих местах, а чтобы они не думали о том, как залезть в чужой карман, следует платить им достойную зарплату.

Я также думаю, что нам нужно вспомнить наших «анискиных» — участковых старой школы, которые давно вышли на пенсию. Они должны стать наставниками для молодежи, передать им свой колоссальный опыт.

А если говорить о создании «службы шерифов», то она не должна стать всего лишь новым названием старой структуры. Если вы делаете участкового шерифом, то, будьте добры, по крайней мере в сельской местности дайте этому шерифу дом с необходимым ему оборудованием, дайте машину или мотоцикл, дайте более широкие права и хорошую зарплату, а уже после спрашивайте с него.

140 млн. гривен предусмотрено в Бюджете Украины 2016 года на реализацию программы «Украинский шериф».

4175 сообщений зарегистрировали сотрудники участка №4 Киевского райотдела полиции с ноября по декабрь.

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Квакин
Квакин
8 лет назад

Цитирую из текста вышепрочитанной, надеюсь что, статьи:
«А ходить приходится немало. Участок №4 Киевского райотдела — это и проспект Маршала Жукова, и часть Люстдорфской дороги, и площадь Толбухина, и частный сектор на улицах Дмитрия Донцова и Ромашковой. Только высотных домов более 70. И на всю эту территорию — всего четыре сотрудника, не имеющих транспорта.»
— Ребята- журналисты, нет в Киевском районе на участке у «шерифа» улицы «Дмитрия Донцова» — улица Дмитрия ДОНСКОГО ЕСТЬ! Учим географию с матчастью и повышаем профессионализм и квалификацию с компетентностю совместными усилиями синергично. Новогодних вам успехов, автор! 😉

Фигура
Фигура
8 лет назад

Миша, да просто девочка-автор не одесситка верняк!? Факт!

Анна Мячина
Анна Мячина
8 лет назад

Спасибо, что заметили. Донского, конечно.

ватник
ватник
8 лет назад

Анна в истории Бандеры зато хорошо разбирается(ПОНАЕХАЛИ)

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции