По приглашению «Газеты выборчей» и Ассоциации локальных газет недавно группа журналистов из Украины десять дней пребывала в Польше. Изучали опыт работы польских медиа. А заодно могли посмотреть, как живут поляки. И сравнить. И задать себе, и вам, читатели, вопрос: хотим ли мы так жить? Ведь Украина и Польша достаточно похожи. И если наш выбор — движение в Европу — честный, то и мы скоро будем жить, как в Польше.
Многие украинцы старше сорока помнят Польшу 90-х. В первую очередь по «бизнес-туризму», который в то время был очень популярен. В больших и малых польских городах на рынках, мини-рынках и просто на стадионах наши предприимчивые соотечественники раскладывали «дифцит», который протащили через границу. Расчески и мясорубки, кофемолки и кофеварки, игрушки и бинокли, и всякую мелкую и крупную дребедень «советского производства», которую и в Украине свободно было не купить, мы «доставали» и везли в Польшу. Потому что там можно было продать выгоднее. А бедные, но гордые поляки, прохаживались между рядами разношерстного «добра», торговались за грош, но покупали.
В то время Польша уже выбрала свое направление движения — в Европу, в Евросоюз, в который с успехом и вошла в 2004 году. Мы же выбрали свой путь. Его можно назвать — «ни туда, ни сюда». Разграбление экономического потенциала страны приближенными к власти, и создание олигархических империй в «мутной воде» — в нерыночных и неплановых условиях постсоветской экономики.
Что мы имеем спустя более чем два десятилетия? Экономика Польши растет с наивысшими темпами в Европе. Экономика Украины?.. Впрочем, оставим этот макроанализ специалистам. Расскажем о том, как сейчас живется тем простым полякам, которые гордо прохаживались между рядами с нашим ширпотребом в 90-х? Как сейчас живется их детям и внукам? Это надо понять, чтобы ответить себе на вопрос: хотим ли мы жить так, как живут сейчас поляки?
Как живут синьоры и почему недовольна молодежь?
Мачеку — 42 года. Он — заместитель редактора региональной редакции «Газеты выборчeй» в Гданьске. Мы беседуем за чашкой кофе в редакционном кафе в воскресенье.
— Мне было 18-19 лет, когда в Польше начинались все реформы. Я тогда не понимал и недооценивал всего того, что происходило позже. Сейчас я вижу реальные изменения и реальную возможность обычных людей влиять на власть, — Мачек пытается нам объяснить преимущества нынешней жизни в Польше.
— А есть люди, которые недовольны и хотели бы возвращения назад?
— Недовольные есть всегда, — ненадолго задумывается Мачек. — Но быстрые реформы и быстрое улучшение жизни выбивают почву недовольства. Все же видят, что стало лучше. Есть люди пожилые, которые ностальгируют за ПНР (Польская народная республика — авт.). Но даже они понимают, что сейчас лучше всем живется.
«Заповедник ПНР» мы увидели в центре Гданьска — на улице Долгой. Это такая «туристическая Мекка», как Дерибасовская в Одессе. «Заповедником» оказалось кафе «Нептун», в которое мы зашли случайно. И то, только потому, что «клюнули» на рекламу цыганского деруна. Его советовали попробовать в Гданьске многие путеводители. Кстати, дерун оказался самым дорогим блюдом в этой столовке. Да-да, именно столовка из того времени — ПНР. Такие же затертые разносы тридцатилетней давности, очередь, «советская» тетя на кассе, и даже туалет за 2 злотых. Обслуживание — соответствующее. Даже не спросив, нам загрузили к деруну гору разного гарнира. Оказалось, это не бесплатно. Из посетителей много пожилых. Синьоры, как говорят в Польше. А цены приятные: три-четыре-пять злотых. Честно говоря, у нас такого заведения в центре крупных городов не встретишь.
Мы на следующий день рассказали о «Нептуне» нашему переводчику Паулине. Она не удивилась.
— Это из сети «Бар млечный» — такие дешевые кафе есть по всей Польше. Их любят пенсионеры и студенты. И в Варшаве таких много, — добавила Паулина.
— А что синьоры так плохо живут, другого заведения себе не могут позволить? — доставали мы вопросами.
— По-разному. Мои родители живут в Варшаве. У них пенсия 1500 и 1900 злотых. Не много, но и не мало, если считать, что зарплаты в среднем 2-3 тысячи. А пенсионеры, чтобы не готовить дома, могут в кафе сходить, — рассказывает Паулина.
Надо отдать должное, синьоры в Польше не обделены вниманием. Мы заметили много различных объявлений и в газетах, и просто на улицах, где пенсионерам предлагают лекции по здоровью, кружки по интересам, а так называемые Университеты третьего возраста там пользуются бешеной популярностью.
Нельзя сказать, что польское общество сейчас живет очень радужно и без проблем. Поговорив с молодыми поляками, мы пытались понять, почему многие из них уезжают на Запад? Ответ банальный — там больше платят. Зарплаты в Польше где-то 2-3 тысячи злотых. И три тысячи не в столице уже считается очень хорошим доходом (около 750 евро).
Кроме того, реформы усилили позиции работодателей, а вот работники не всегда хорошо защищены. Молодые люди недовольны трудовыми договорами, которые в народе называют «смитевки» — мусорные. Когда тебе не гарантирован отпуск, оплата больничного, выплаты по беременности и родам. Это, когда между работником и работодателем заключается гражданско-правовой договор и вы не защищены трудовым кодексом.
— Доходит до того, что молодые женщины, если они работают не по трудовому договору, отказываются рожать детей, — раскрывает тонкости польской жизни Паулина. — «Мусорные» договора не обеспечивают никаких социальных гарантий. А если работает только муж, то содержать семью из трех человек сложно. Я думаю, что правительству скоро придется урегулировать этот вопрос — очень много недовольных.
Завтра у нас встреча с советником президента Польши Хенриком Вуецем в Президентском дворце. Это в центре Варшавы. Нас предупредили: опаздывать никак нельзя, все-таки пропускная система и лучше приехать на 10-15 минут раньше.
От отеля, где мы остановились, до центра города — около получаса езды автобусом. На остановке уточняем расписание: если выехать в 8.30, то в 9.00 будем на месте. Решаем, что лучше подстраховаться: 8.12 — самое то. Хотя, это было излишне. Для поляков пунктуальность в работе общественного транспорта — привычное дело. Большие автобусы мчатся по Варшаве со скоростью, которая кажется значительно превышает скорость движения обычных легковушек. Для автобусов выделены отдельные полосы движения.
Расписание можно посмотреть на каждой остановке. Обычные распечатки с указанием маршрутов и времени отправления. Мы убедились — все совпадает до минуты. И не только в столице. Четыре дня мы стажировались в региональной редакции «Газеты выборчей» в Гданьске. От отеля до редакции (в центре города) — ровно 26 минут трамваем. И ни разу он не опоздал.
Нам такая пунктуальность кажется нереальной. Но это, если не вникать. В мэрии Гданьска мы специально интересовались этим вопросом. Все начинается со стратегии. Это не просто умное слово. Это — документ. В городе разработана и утверждена стратегия общественного движения. Приоритет — пешеходы. Затем — велосипедисты. После — общественный транспорт. И только потом — автомобилисты.
— Конечно, есть пробки, — утверждает чиновник мэрии Ремигиш Китлински, которого нам представили, как «роверового комиссара» (есть оказывается, целый отдел в мэрии Гданьска, где занимаются только велодвижением). — И пробки будут в любом случае. Количество машин растет быстрее, чем количество дорог.
Честно говоря, пробок мы за четыре дня не заметили. Может быть потому, что передвигались исключительно общественным транспортом, пешком и… на велосипедах. Из этого мы сделали вывод: хочешь жить без пробок — не садись в автомобиль.
Что касается велосипедов — это отдельная большая и больная для украинских городов (отсутствие велодорожек) тема. В Гданьске на велосипедах все: дети, взрослые, молодые, пожилые, женщины, мужчины.
— У нас есть рекреационные дорожки — вдоль побережья (Балтийское море — авт.), — рассказывает нам «роверовый» гид пан Китлински, — так они больше загружены в выходные. А есть магистральные велодорожки, которые соединяют районы города. И еще — сеть дорожек от остановок электрички в городские кварталы. Они больше загружены в будни.
Транспорт: две ложки дегтя
Но не может быть с транспортом все так радужно. Даже хочется какой-то ложки дегтя. И мы ее нашли. Даже две.
Поезд «Интерсити», который должен был доставить нас за 3 часа из Варшавы до Гданьска (350 км) опоздал на 25 минут с отправлением.
Такое бывает, — улыбается Паулина, наш переводчик и гид по Гданьску. — «Интерсити», как правило, ходят хорошо. А вот обычные поезда у нас часто запаздывают.
Правда и тут надо отдать должное польскому сервису. На перроне вокзала «Варшава-Центральная» информацию об опаздывающем поезде можно было увидеть не только на табло. Тут же появились две девушки в форменных футболках, которые работали на перроне передвижным информационным центром.
И вторая ложка дегтя… Точнее даже не ложка, а так, капля. Как-то рано утром мы зашли в трамвай удивительно похожий на наш. С пластиковыми сидениями, без электронного табло и бегущей строки, где указываются остановки. Мы уже привыкли, что общественный транспорт в Варшаве и Гданьске исключительно новый, комфортный, трамваи бесшумные. А тут такой раритет. И как-то на душе легче стало. Родным повеяло.
Мы были в Польше в то время, когда в правительстве разгорелся скандал с прослушкой. Три министра подали в отставку. Ушел в отставку и председатель парламента. А недавно в Польше состоялись и выборы президента, в которых победил Анджей Дуда. Бронислав Коморовский — второй. А третьим был рок-музыкант Павел Кукиз. Как считают многие поляки, с которыми мы общались, Кукиз — это протест молодежи. Но все наши собеседники едины в одном — какие бы ни происходили смены в правительстве, кто бы ни стал президентом возврата в прошлое, в ПНР, не будет. Потому что уже созданы все демократические институты власти, которые этого не позволят. Да и поляки этого не хотят.
Нам нравится оптимизм наших польских друзей, когда они говорят об Украине: «Не останавливайтесь, идите вперед, делайте реформы, и у вас скоро будет так как у нас». Спасибо вам за эту поддержку. Но, в первую очередь, мы должны сами себе ответить на вопрос: хотим ли мы жить как поляки? У них тоже есть проблемы. У них не идеальное общество. И это заметно даже по тем нескольким сферам жизни, которые мы описали в материале. Впрочем, идеального нет ничего в мире. А выбор остается за нами.
P.S. Административная реформа, о которой в Украине так много говорят, в Польше — уже дело свершенное. В чем ее суть и как изменила реформа жизнь поляка в селе, в городе — об этом мы подробно расскажем в одном из следующих номеров газеты.
Карман поляка
Какие зарплаты?
4100 злотых (22750 грн.) — официальная средняя зарплата без вычета налогов.
От 2000 до 3000 злотых (11100–16650 грн.) средняя зарплата после вычета налогов.
1700 злотых (9400 грн.) — официальная минимальная зарплата без вычета налогов.
Какие пенсии?
- 850 злотых (4700 грн.) — минимальная пенсия.
- 1500 злотых (8300 грн.) — средняя пенсия.
- 2000 злотых (11100 грн.) — уже считается высокой пенсией.
Пенсионный возраст: сейчас идет пенсионная реформа и пенсионный возраст увеличится до 67 лет (для мужчин этот процесс закончится в 2020 году, а для женщин — в 2040 году).
Льготы: на проезд, лекарства, медицину, а также подобные украинским адресные дотации на оплату жилья и коммунальных услуг.
Сколько стоит проезд?
В Варшаве общественный транспорт стоит дорого.
- 15 злотых (83,25 грн.) — суточный билет
- 4,4 злотых (24,42 грн.) — проезд на 75 минут
- 3,4 злотых (18,87 грн.) — проезд на 20 минут
Обычными билетами мало кто пользуется. Как правило у местных жителей есть проездные на более длительный срок — это дешевле.
На одном билете можно ездить во всех видах общественного транспорта, в том числе и в метро. При первой посадке компостируется билет и на нем сразу же отбивается время, до которого вас не накажет контролер. А контролеры нередко встречаются. Правда, при нас «зайцев» не ловили.
Одесса, Киев — Варшава, Гданьск — Одесса, Киев
Источник: На пенсии
Жизнь в Польше очень дорогая. Наши знакомые поляки здесь в Канаде говорят, что хотят вернуться в Польшу, но не могут себе этого позволить, очень уж там дорого.