Одни обвиняют его в излишнем самопиаре на патриотических темах, другие считают человеком с тяжелым характером. Сам же Сашко Положинский, более известный как лидер и автор песен группы «Тартак» считает, что самое классное чувство — не иметь «скелета в шкафу» и говорить правду при любых обстоятельствах. Что касается импровизированных сцен как на передовой, так и в военных госпиталях, то их по его мнению хватит на всех артистов, желающих «попиариться» таким образом.
Музыкой Сашко Положинский начал интересоваться еще в старших классах школы. По словам самого артиста, именно тогда, в конце 1980-х, его начала интересовать музыка, как явление, которое несет смысловую нагрузку. Но по настоянию родителей, будущий артист и общественный деятель вначале закончил экономический факультет Луцкого государственного технического университета. А потом уже начал «делать то, что хочет он сам». По словам Сашка, первые два курса вуза он был первым «кандидатов на вылет» во время сессий. Но после «ненавязчивых» объяснений отца и ректора на третьем курсе студент Положинский «резко стал отличником», принимал участие в КВН и участвовал в общественной жизни студентов.
Политическая жизнь Украины меня начала интересовать еще в школе. Тогда я начал сопоставлять слова учителей, новостей по телевизору с тем, что видел вокруг. Пришло осознание социальной несправедливости и понятие каких-то «нестыковок». Начал глубже интересоваться историей своей страны и стал больше себя осознавать украинцем. До этого на Волыне патриотизм проявлялся в анекдотах о бандеровцах, где бандеровцы, конечно же, положительные персонажи. А в это время вся советская пропаганда показывала, что те — страшные враги всего человечества.
Запрещенные песни впервые спела моя бабушка. Помню, я только получил права. Мне было 18 лет. Это было лето 1990 года. На папиной машине, с папой рядом, но я за рулем, забираем бабушку с дачи. Она ехала на заднем сидении и вдруг ее пробило спеть украинские народные песни. Надо сказать, что в нашей семье было принято петь, но во время застольных посиделок и праздников. Но то, что она спела в тот момент, я никогда раньше не слышал, отличалось и содержание. Я спросил, что это? Она ответила, что это запрещенные песни. И тогда я вдруг осознал, что моя бабуля имеет кучу каких-то знаний, которые для меня пока что недоступны и более того, они официально еще запрещены. Этот эпизод был настолько ярким и значимым, что он повлиял на то, каким я есть сегодня.
Каждый человек должен быть активным и стараться повлиять на ситуацию в стране. Каждый, кто не живет за принципом «пусть будет, как будет», «мне все равно, лишь бы не хуже», каждый человек, который хочет, чтобы было лучше, чем есть и хочет изменений к лучшему. Артист отличается от других людей только тем, что он является более узнаваемым и это дает ему больше возможностей, но и больше ответственности. Да, иногда приходится фильтровать, что ты говоришь и делаешь. Иногда приходится расхлебывать и получать за то, что тебя не так поняли или последствия того, что ты сделал были восприняты не так, или привели не к тому, на что ты рассчитывал.
Что такое моральная ответственность артиста, мне тяжело понять. Но я понимаю, что такое моральная ответственность человека. Ведь человек живет на этом свете не так долго, поэтому очень важно прожить так, чтобы было хорошо и тебе и чтобы своей жизнью ты никому плохого не сделал. Не всем это удается, не все к этому стремятся… Очень легко свалить всю моральную ответственность на тех, кого все знают по типу — меня вы не знаете, значит моя моральная ответственность гораздо меньше. Я не хочу, чтобы так было и не хочу отвечать за других.
Мне очень досадно за то, что на Банковой* 1 декабря 2013 года мне не удалось довести до конца то дело, за которое я тогда взялся (тогда музыкант во время попытки штурма Администрации президента в Киеве уговаривал радикально настроенных митингующих не вступать в конфликт с сотрудниками правоохранительных органов — ред.) и у меня банально опустились руки. Тогда меня больше всего сломило то, что меня не послушал человек, которого я считал своим союзником. Он сказал: «Саня, отойди мы тут без тебя все решим!» Тогда я понял, что если я не могу переубедить этого одного человека, то всех остальных митингующих мне не удастся переубедить.
Сейчас я нахожусь на моральном распутье. Потому что я не понимаю, каким способом я мог бы повлиять на ту ситуацию, на ее улучшение или какие-либо изменения. Самая большая проблема, которую я испытываю во время общения с людьми — меня понимают не совсем так, как бы хотелось мне того.
«Як би я хотів, щоб мене розуміли правильно» — так начинается первая песня нового альбома, который мы хотим выдать осенью с группой «Тартак». Кстати, в этой песне упоминается название вашего города Одесса, просто как рифма к слову «адреса». К сожалению, люди в своем общении используют всякие манипулятивные приемчики, ищут скрытый смысл… Я этого всего не люблю и не очень умею использовать.
Я очень много лет не играю в игру «Мафия» из-за того, что я не люблю врать, прикидываться и внутренне напрягаться. И каждый раз, когда у меня например, спрашивают «Сашко, ти з'їв цей борщ , скажи, ну як, він тобі сподобався?» и мне надо сказать что-то типа — да, совсем неплохо. Но на на самом деле — он ужасен! И когда я скажу неправду, люди мне не очень поверят, мне уж лучше сказать — та нет, он не очень. Из-за этого у меня имидж тяжелого человека.
Люди не понимают, насколько это классно, не иметь каких-то «скелетов в шкафу» и насколько это классно быть откровенным. Но реалии общества таковы, что люди вынуждены вгонять себя в рамки и подстраиваться под обстоятельства, соответствовать определенным формам и образам. Из-за этого возникает недоверие.
Песня «Я не хочу» разными людьми по-разному воспринималась. Очень многие из них делали акценты на припеве и от этого перекручивали содержание, хотя там более глубокий смысл в куплетах песни.
В песне «Не кажучи нікому» другого смысла уже не найдешь. Это песня об УПА, как о силе, которая боролась за Украину, погибала и разрушала свою жизнь ради нее. Из-за нее нас просто смели с эфиров радио и телевидения, к нам стали относиться очень подозрительно. Во-вторых отпало множество приглашений на эфиры по типу приди поговорить». А вдруг он что-то не то ляпнет! В-третьих, стало меньше приглашений на концерты, потому что, «а вдруг они споют эту песню», а потом еще и между песнями что-то не то скажет… но мне кажется, что какая-то часть людей, благодаря именно этим песням стала по-другому воспринимать группу «Тартак».
Я чувствую на себе такой ярлычок «исполнитель патриотических песен». Хотя я с этим не согласен, потому что примерно 75% наших песен это песни развлекательного характера — о любви, танцах и так далее. Но ярлычок уже проштампован и даже прикручен шурупчиками, чтобы не оторвался.
Украина — прекрасный рынок для украинских исполнителей. На защиту этой теории я приведу цитату моих коллег из соседней Молдовы — группа «Zdob şi Zdub», когда-то они сказали: «Саня, вам так повезло, что вы в Украине. У вас вполне совершенный внутренний рынок и вам не надо думать, как выбиваться наружу». Но как экономист по своему первому образованию я считаю. Что с хорошим национальным продуктом следует выходить и на Европу и на Америку. И у нового поколения музыкантов этих шансов намного больше, чем у моего поколения. Потому что — это новая генерация людей, родившихся в новой стране в век новейших технологий. Но есть законы рынка. И если Украина не защищает свой внутренний рынок от экспансии** внешней, то это не значит, что этого не делают другие станы. Они это делают и там очень сильные входные барьеры. Конечно же у наших музыкантов есть шанс туда прорваться, отчасти благодаря той продукции, которую они делают совместно с их специалистами. Хотя Интернет дает возможность взорваться кому угодно.
Много чего зависит не только от самих музыкантов, но и от экономики и от политики той или иной страны. Но шансы есть.
Моя общественная деятельность иногда воспринимается как пиар. Я очень часто слышу в свой адрес подобные обвинения. Сейчас мы с проектом «Riffmaster» регулярно выезжаем с концертами для военных. Хлопцы ждут, они рады, когда к ним кто-то приезжает. Пожалуйста пиарьтесь все! Давайте по пять пиар-концертов, особенно там, где стреляют — там самый лучший пиар. Правда мы туда еще боимся ездить. Но в зоне обстрелов несколько концертов мы уже давали.
Я комплексую. На последнем концерте с группой «Фиолет» я забыл слова. Причем я их знаю перед тем, как выходить на сцену, после того, как я ухожу со сцены, а на сцене они забываются. То же самое случилось с песнями «Скрябина» на концерте памяти Кузьмы. Я реально уже комплексую петь чужие песни.
Кузьма довольно таки важный человек в моей жизни, хотя мы не так много общались. Но те моменты общения и причины общения, которые происходили, они оказывались довольно важными и иногда даже определяющими на определенный период. Поэтому согласился выступить на концерте его памяти. Я считаю, что группа «Скрябин» должна жить. Они должны найти нового вокалиста хотя бы для того, чтобы песни Кузьмы продолжали звучать в живую. Сейчас просто коллег надо поддержать и когда у меня есть такая возможность, то я всегда это делаю.
* 1 декабря 2013 года на митинг в центре Киева собралось около 500 тыс. человек. Несколько тысяч человек отправились на улицу Банковая к зданию Администрации президента. При этом митингующие пытались бульдозером прорвать оцепление милиции. Милиция применила слезоточивый газ и светозвуковые гранаты. Вскоре после этого «Беркут» вытеснил митингующих с Банковой, применив при этом силу.
** Под внешней экспансией следует понимать не только территориальные приобретения, но и распространение влияния государства.