Считается, что катание на паровозике — это развлечение для самых маленьких. На самом же деле этот аттракцион любят и дети постарше, и даже взрослые, хотя не всегда в этом признаются. А вот водители паровозиков говорят прямо: свою работу они обожают и кататься целыми днями вместе с детьми им не надоедает. Хотя причины, по которым они выбрали именно такой способ заработка, могут быть совершенно разные. Сегодня два журналиста «Одесской жизни» расскажут вам две истории о людях, которые решили вернуться в детство.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. Как сделать детей счастливыми
Ежедневно с утра до позднего вечера по торговому центру «Ривьера» курсирует детский паровозик. Четыре вагончика и миниатюрный «тепловоз» с задорной музыкой катает малышей (а порой — и взрослых) незамысловатым маршрутом мимо дорогих витрин. За рулем — совсем еще мальчишка, 19-летний Дима Балабан в форме проводника.
С детьми на одном языке
Как бы ни развивалась техника и какие бы игрушки не появлялись в современном мире, дети никогда не отказываются от казалось бы простых вещей. Например, от мыльных пузырей, цветных мелков и катания на детских каруселях и аттракционах. Поэтому у таких людей, как Дима, всегда будет возможность подработать, проводя время в свое удовольствие.
Общий язык с малышами Дима находит без труда: в детстве нянчил двоюродных братьев и племянницу, так что опыт есть. А вот со взрослыми, говорит парень, сложнее, ведь они погружены в свои проблемы, разучились радоваться элементарным вещам, улыбаться просто так. Детская же радость не требует повода.
— У нас много постоянных клиентов — кто-то боится ехать сам и берет с собой родителей, а кто-то еще и «порулить» просит, — рассказывает Дима Балабан. — Бывает, сжалишься, возьмешь ребенка к себе в кабину, тогда его счастью нет предела.
Но встречаются и капризные малыши. Для них в кармане у Димы всегда припрятана игрушка из «киндер-сюрприза» и обезоруживающая добрая улыбка.
Без прав за руль не пустят
Рабочий день у Димы начинается в 10.00 с осмотра транспорта. Нужно убедиться, что механизм исправен и все дверки закрываются, чтобы внезапная поломка в пути не омрачила радость катания. После этого паровозик дожидается клиентов. В выходные их может быть около сотни, в будние дни — меньше. Конкуренцию малышам составляют взрослые. Покататься просится молодежь, да и взрослые люди не прочь вспомнить детство. Но в основном цель взрослых намного прозаичнее — доехать до определенного магазина или до выхода, ведь территория торгового центра довольно большая.
За день Дима «наматывает» до 10 километров. Но, признается, что на улице на этом виде транспорта далеко не уедешь — зарядки не хватит. Максимум, куда можно было бы добраться на паровозике, — это 7-я Пересыпская улица, но ехать пришлось бы очень долго из-за низкой скорости. Управлять мини-составом труда не составляет — тут всего две педали и руль. И тем не менее, за рулем должен сидеть самый настоящий водитель, у которого есть официальный документ — права на вождение.
В общей сложности в месяц у Димы выходит заработать около трех тысяч гривен. На эти деньги нужно оплатить квартиру, проезд, одеться и поесть. Отложить на будущее никак не выходит. Даже мечты о собственном компьютере пока остаются несбыточными. Однако парень не отчаивается, готовится поступать в вуз (уже сдает внешнее независимое тестирование). Но глядя на своих маленьких клиентов, Дима все больше мечтает о семье и собственных детях.
30 гривен стоит семиминутная поездка на паровозике. Дети до трех лет катаются бесплатно, а для постоянных клиентов действует гибкая система скидок.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. В поисках новой жизни
Водитель детского паровозика, курсирующего в парке имени Тараса Шевченко, — коренной одессит. Игорю Евгеньевичу — 58 лет. По призванию он художник, свои работы он создает в основном масляными красками и тушью. С начала 1990-х годов Игорь Евгеньевич создавал карикатуры и иллюстрации к книгам. Долгое время работал в сфере дизайна — разрабатывал афиши, рекламные баннеры, визитки. Но в течение последнего года он начал задумываться над сменой профессии…
Когда хочется перемен
Водителем паровозика Игорь Евгеньевич стал случайно. Работа на то время была, но захотелось сменить вид деятельности.
— В сфере дизайна самое сложное — работа с заказчиком. Часто он и сам не понимает, чего хочет, но всегда нужно выполнять его пожелания и указания. Со временем я просто начал чувствовать себя придатком для компьютерной мышки — мне уже ничего не хотелось. Наверное, поэтому я и решил заниматься чем-то совсем другим, — объясняет бывший дизайнер.
Начал искать новую работу, спрашивал везде — и вот предложили стать водителем паровозика.
— Я здесь уже второй месяц. Работать не сложно, хотя иногда возникают недоразумения с людьми. Например, с помощниками депутатов. Они постоянно интересуются, почему паровозик ездит по территории парка, показывают мне свои удостоверения, — рассказывает Игорь Евгеньевич. — Но паровозик — не просто транспорт, это прежде всего аттракцион, развлечение для посетителей парка. Еще много проблем возникает из-за хулиганов — дети цепляются за паровозик, едут сзади на роликах, на велосипеде. Или могут неожиданно запрыгнуть и сесть внутрь. Частенько такое происходит вечером, когда темнеет.
И развлечение, и экскурсия
Рабочий день у Игоря Евгеньевича начинается в 9 часов. Каждое утро он моет паровозик, проверяет все ли работает исправно. Когда же его спрашивают, на чем ездит этот маленький поезд, то всегда шутит: «На паре!». Хотя на самом деле там стоит небольшой дизельный двигатель. Сколько водитель получает за свою работу, он не говорит, но утверждает, что на жизнь вполне хватает.
Маршрут, по которому ездит паровозик, всегда один и тот же. Поездка длится примерно 25 минут. Люди часто просят подвезти до дельфинария или даже в Аркадию, но для этого нужен другой транспорт.
К паровозику подошли желающие прокатиться. Это туристы из Беларуси — семья Гладышевых.
— У нас трехлетний сын. Он пока слишком мал, а потому не на все аттракционы нас пускают вместе. Поэтому мы и хотим покататься на паровозике. Мы первый раз испытываем такой вид транспорта. Хотим покататься и заодно разглядеть весь парк, — объясняет отец маленького Егора.
— Я еду к памятнику Тарасу Шевченко и затем обратно — по центральной аллее. У нас есть паровозный свисток, и всем детям, которые проходят мимо, я сигналю, — рассказывает Игорь Евгеньевич. — Им нравится и они машут руками в ответ. Пассажиры тоже машут им руками. Такое своеобразное общение происходит очень часто, и от этого люди получают удовольствие.
30 гривен стоит проезд для взрослых на паровозике в парке им. Шевченко. Для детишек до трех лет проезд — бесплатный, а для других детей цена — 20 гривен.
Анна МЯЧИНА, Валерия ЦУКАНОВА.