На днях с одесскими милиционерами сыграли злую шутку. Волонтеры решили проверить, насколько тщательно МВД охраняет их офисы и нарочно оставили под своими окнами на Ланжероновской подозрительную сумку. Шло время, но ни бригады взрывотехников, ни обычных милиционеров на месте возможного теракта так и не увидели. И даже когда силовиков вызвали по тревоге, те в упор не заметили «взрывпакета» в нескольких метрах от двери, в которую они ломились.
Волонтеры-провокаторы?
Ситуация вышла пренеприятная, но руководство городского МВД, вместо того, чтобы оправдываться, уже назвало поступок волонтеров «провокацией». Пресс-секретарь ведомства Владимир Шаблиенко напомнил, что ранее благодаря бдительности наряда патрульной службы был выявлен целый арсенал боеприпасов в оставленном возле одного из волонтерских офисов микроавтобусе.
Как бы там ни было, а теракты в Одессе продолжаются. Люди возмущены, напуганы и надеются, что у нас будет не как в Москве и Париже, а по-одесски тихо и насколько можно – по-человечески.
О том, почему ситуация зашла так далеко и чего нам ждать в ближайшем будущем, мы решили спросить у экспертов – политологов Николая Шутова и Геннадия Чижова.
Жертвы террористам не нужны
Николай Шутов отмечает, что масштаб и характер взрывов полностью зависит от целей террористов. Захотят – будет большой взрыв, захотят – маленький. А правоохранительные органы противодействуют «взрывателям» крайне слабо.
– Дело даже не в саботаже. Просто азам борьбы с терроризмом нужно учиться. С такой задачей могли бы справиться спецподразделения, работающие в зоне АТО. А вот милиция и СБУ не имеют опыта спецопераций, вербовки и внедрения агентов, — полагает наш собеседник.
Геннадий Чижов считает, что «большая кровь» не нужна сторонникам Новороссии.
– В теракте на Гимназической было задействовано всего 200 граммов тротила. Если бы злоумышленники захотели, могли бы хоть килограмм заложить и полностью взорвать здание. Но у них цель другая – запугать общество и волонтеров. Им важно не «качество», а частота, чтобы показать слабость властей и по возможности дестабилизировать обстановку.
По словам политолога, представители «того лагеря», с которыми он общался, уже поняли, что в Одессе поддержка сепаратистов и «новороссов» слишком мала. Классический теракт с жертвами не только не вдохновит единомышленников, но и приведет к быстрой зачистке движения.
Наше маленькое АТО
Чтобы остановить волну ночных взрывов, в Одессе начали проводить антитеррористическую операцию – бойцы Нацгвардии должны патрулировать улицы. Кто-то утверждает, что гвардейцев видели, другие – что их «днем с огнем не сыщешь». А наши эксперты в один голос утверждают — АТО в таком виде, как оно проводится, Одессе не поможет.
– Патрули эффективны при борьбе с уличной преступностью, а вот с терроризмом борются иначе, путем спецопераций и агентурной работы, – говорит Шутов.
– Нельзя действовать открыто там, где хороши скрытые методы, – продолжает Чижов. – Это только мобилизует террористов. В лучшем случае – заставит их залечь на дно. Так что приход Нацгвардии в Одесу, это чистой воды пиар, чтобы чиновники могли сказать населению о том, что они якобы контролируют ситуацию.
По мнению Николая Шутова, разрядить обстановку мог бы перенос российского консульства из Одессы.
– Посольство РФ — это резидентура противника на всем Юге Украины, которая активно подпитывает «местное подполье», – поясняет эксперт. – Возможно, именно поэтому «взрыватели» настолько активны в Одессе, а не в Николаеве или Днепропетровске. Нужно учитывать и то место, которое Одесса занимает в планах противника. Поэтому было бы правильно как минимум перевести генконсульство России в более безопасный город вроде Винницы.
Геннадий Чижов с ним не согласен.
– Украина войну России не объявляла, даже санкций не вводила. Как объяснить перенос консульства? Такой шаг показал бы одесситам, что в городе все совсем плохо, а противник использовал бы инцидент для еще большей дестабилизации.
Будут ли новые теракты?
Как видим, террористы периодически подрывают офисы волонтеров, а власть борется с подрывниками довольно спорными методами. Одесситов особенно беспокоит тот факт, что для быстрого решения вопроса силовикам не хватает профессионализма. Вывод напрашивается пока безрадостный: так может продолжаться бесконечно.
Впрочем, Геннадий Чижов полагает, что все может закончиться уже через неделю.
– Есть основания полагать, что встреча Путина и Порошенко 15 января положит точку в агрессии России против Украины. Этот спектакль уже никому не нужен — ни в Москве, ни в Киеве. Доморощенным диверсантам нужно было отчитаться за полученные от спецслужб деньги — они это уже сделали. Потом будет тихо, – уверяет эксперт.
Михаил ДЕНИСЕНКО
Таких «шуток» лучше не делать. Если и делать проверки, то это исходить от высшего руководства МВД области без уведомления подчиненных низшего звена, заодно и проверится бдительность граждан.
Хотелось бы от кого-нибудь услышать ответ на вопрос: «Почему ополченцев на Донбассе называют ТЕРРОРИСТАМИ?» В каких терактах они были замечены? Из чего следует, что взрывы в Одессе организованы «сепаратистами»? С какой целью?