Практически в каждой одесской семье есть детские фотографии представителей всех поколений: бабушек и дедушек, пап и мам, детей нынешних. Когда-то детей фотографировали в морских костюмчиках и пилотках-испанках. Чуть позже почти обязательным был снимок ребенка с телефонной трубкой в руке. Наверняка, почти у всех есть новогодние фото печальных мальчиков-зайчиков и синих от холода девочек-снежинок. Как правило, делали фотографии профессиональные фотографы.
Сейчас, когда у каждого второго есть смартфон или цифровой фотоаппарат, детей обычно фотографируют сами родители. Однако большинство фото, которые выкладываются в соцсетях, наглядно показывают, что «давить на кнопочку» и уметь снимать — не одно и то же. Наверное, именно поэтому в одном из одесских детских садов руководство наняло профессиональных фотографов для того, чтобы они сделали снимки детей.
Нанятые фотографы все сделали качественно: использовали профессиональные камеры, свет, привезли с десяток костюмов, в которые дети могли одеться для съемок – хоть американским гангстером 20-х годов, хоть пиратом, хоть героем «Матрицы». Учитывая все это и уровень фоторабот, цена в 30 гривен, по которой потом фотографии предлагали купить родителям, выглядела вполне приемлемой. Вот только позабыли организаторы фотосессии заручиться согласием родителей на съемку детей. Справедливости ради, отметим, что покупать фотопродукцию родителей никто не принуждал. Эта история ничем бы не отличалась от тех, что происходят и в некоторых других дошкольных заведениях Одессы, если бы не еще одно обстоятельство.
Одесситке Ирине Петровне, внук которой ходит в данный детсад, фотографии поначалу очень понравились. Снимки, действительно, получились занятные или, как говорят обладатели клипового мышления, прикольные. На них внучек Андрейка был облачен в костюм рэпера. Такой себе Кертис Джексон в детстве. Только светловолосый и голубоглазый. Это и удивило Ирину Петровну. Поскольку у внука волосы действительно светло-русые, а вот глаза – карие.
Когда начали разбираться, оказалось, что, несмотря на профессиональное оборудование, фотографу не удалось сделать ни одного снимка, где ребенок бы был с отрытыми глазами. Брак обнаружили уже в процессе обработки, поэтому, особо не заморачиваясь, подрисовали мальчику глаза в компьютере. Вот только с цветом не угадали.
В другом детском саду решили провести утренник для младшей группы. Для детей это было первое подобное мероприятие в жизни. Естественно, что мамы и папы заранее готовили фото- и видеотехнику к предстоящему событию. Но родителей на мероприятие не пустили, объяснив, что утренник носит «тренировочный» характер перед новогодними праздниками и что дети «будут вести себя по-другому» если в зале будут посторонние. Потом всем желающим предложили приобрести видеозапись праздника на компакт-диске по цене 70 гривен…
Близится череда новогодних утренников в детских учреждениях. И опять родителям будут предлагать оплатить профессиональную фото-видео-съемку этих мероприятий. Как правило, она, действительно, получается гораздо качественнее, чем та, которую делают мамы, папы, дедушки и бабушки. Но, по закону, с родителями это должно быть согласовано. Потому что иначе, это называется поборами и вымогательством. Элементы коррупции, одним словом.
О чем нужно помнить родителям?
Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ), фото- и видеосъемка физического лица может производиться только по его согласию. Поэтому, разращение на съемку несовершеннолетних дают их родители или опекуны.
Навязывание товаров или услуг относится к агрессивной предпринимательской практике, запрещенной рядом положений ст.19 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Утверждение администрации детского учреждения, что «большинство родителей согласно» не обязывает вас соглашаться на съемку вашего ребенка или приобретать отснятые фото- и видеоматериалы.
В украинском законодательстве нет норм, запрещающих родителям присутствовать на мероприятиях с участием их детей или ограничивающих допуск родителей в дошкольные заведения, которые посещают их дети.
А нам как-то сделали фотографии, где ребенок на всех фото — был в слезах и соплях.( У профессионального фотографа.) И все равно взяли фогто. Других не было. А это хоть какая-то память.
Разрешения никто , кстати, не спрашивал….