В жизни каждого человека, живущего в городе, периодически возникают житейские проблемы — забарахлил кран на кухне, потекла труба центрального отопления, исчез свет в квартире. Куда бежать со своими проблемами? К кому обращаться за помощью? Где найти заветный номер телефона, по которому можно изложить свою беду? Если жильцы владеют информацией о своих правах в области ЖКХ, то многие из этих проблем решаются быстро и, главное, без ставших привычными взяток.
Дезинформационное пространство
Напомним, что соответствии с «Правилами содержания жилых домов и придомовой территории» на каждом жилом доме в доступном для жителей месте должен вывешиваться список таких организаций с указанием их названий, адресов и номеров телефонов:
— Владельца жилого дома;
— Исполнителей услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, электроснабжению;
— Государственной пожарной охраны, отдела милиции, скорой медицинской помощи, санитарно-эпидемиологической станции, аварийных служб жилищного хозяйства, обеспечивающих ликвидацию аварий в жилых домах.
Автор публикации лично обошел два десятка домов на поселке Таирова, жилмассиве Котовского, в центре города и нигде не обнаружил подобной информации. Отсутствие информации — не просто халатность со стороны ЖЭКов и ЖКСов. Этот факт можно рассматривать как попытку ЖЭКов путем обмана принудить жильцов платить взятки слесарям, электрикам, сантехникам, техникам, дворникам.
Многие споры между жильцами возникают из-за вопросов с территорий общего пользования: подъездов, лестничных маршей, окон и батарей центрального отопления в подъезде, входных дверей, освещения и уборкой этих помещений. Кто обязан заботиться об их сохранности, эксплуатации и уборке? Кто обязан, к примеру, заменить перегоревшую электролампу на лестничной площадке?
Еще в 2009 году Кабмином определен новый «Типовой перечень услуг», который должны предоставлять коммунальные службы жителям многоэтажек, о котором начальники ЖЭКов стараются не вспоминать. Между тем, среди 18 услуг по обслуживанию домов и придомовой территории значится и такой, к примеру, как «уборка лестничных клеток».
Установленными нормативами определено:
1 влажное подметание вестибюлей, лестничных площадок и маршей первых 3-х этажей, мест перед загрузочными камерами мусоропроводов и помещений общего пользования (детских комнат и т.д.), а также уборка дворовых подъездов — ежедневно;
2 влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа — 3 раза в неделю;
3 мытье вестибюлей, лестничных площадок и маршей, а также окрашенных масляной краской панелей — 2 раза в месяц;
4 мытье помещений общего пользования — ежедневно;
5 мытье окон на лестничных площадках и в вестибюлях, а также дверей — 2 раза в год;
6 обметание пыли, паутины и грязи со стен, потолков, дверей, окон, подоконников, радиаторов и сетчатых ограждений лифтов — 2 раза в месяц;
7 влажное протирание подоконников, оконных решеток, поручней, почтовых ящиков, электрощитовых и лестниц на чердак — 1 раз в месяц.
Достаточно зайти во многие подъезды, чтобы убедиться в том, что ЖЭКи не предоставляют необходимого объема услуг. В результате наши дома превращаются в трущобы.
Математика обмана
В Одессе, как требует Законодательство, практически все жилые дома, состоящие на балансе городского совета получили свои тарифы. К примеру, в домах, которые обслуживает домоуправление 18 тариф на уборку лестничных клеток колеблется от 8 до 15 копеек за квадратный метр.
Немного арифметики. В подъезде пятиэтажки — двадцать квартир общей площадью 1100 квадратных метров (для расчетов мы взяли конкретную пятиэтажку постройки 1970 года с 15-копеечным тарифом).
0,15грн./м2 х 1100 м2 = 165 грн.
Таким образом, четыре подметания лестничных маршей подъезда обходятся жильцам в 165 грн. (одно подметание — в 41,25 грн.).
За восьмичасовой рабочий день «хорошо обученный дворник» вполне способен промести 10 подъездов. А это означает, что он может получить за 22 рабочих дня (календарный месяц) 4125 гривен.
А ведь дворники еще обязаны поливать двор, подметать закрепленные за ним 5000 квадратных метров придомовой территории, убирать подвалы и чердаки и так далее. И за этот труд он также должен получать заработную плату. И эта оплата, если следовать утвержденным тарифам зарплата дворников должна составлять не менее 20000 гривен. Конечно же, дворника с такой зарплатой в природе не существует. Как и нет сомнения в том, что тарифы взяты «с потолка».
В результате мы имеем раздутые административные затраты почти на всех коммунальных предприятиях, зачастую превышающие на 60% затраты, включаемые в тариф. Сегодня в некоторых ЖЭКах можно увидеть несколько бухгалтеров с одним на всех сломанным калькулятором, а ЖЭК может запросто арендовать огромный офис, а затраты переложить на население.
Электролампа раздора
Освещение лестничных клеток и маршей в жилых домах и вопросы оплаты этой услуги волнуют всех жителей многоквартирных домов. Как же урегулированы эти взаимоотношения жильцов и ЖЭКа?
В перечне услуг по содержанию домов и придомовой территории есть тариф на предоставление постоянной услуги по освещению мест общего пользования, подвалов и подкачки воды. Но, как известно, далеко не в каждом доме производится подкачка воды, а «копейки» за освещение подвалов и подкачку воды платят все.
Кроме того, во многих домах на каждом этаже предусмотрено 3 лампочки (две — на лестничной площадке, одна — между этажами). Имеется, в лучшем случае, одна на площадке.
Какие же работы предусмотрены по этому тарифу?
В первую очередь, это — техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения, затраты на электроэнергию и замена перегоревших ламп.
Техническое обслуживание предусматривает общие, непредвиденные и профилактические осмотры состояния электросетей и электрооборудования, ликвидацию незначительных неисправностей электрических устройств (замена электроламп, замена или ремонт выключателей, замена предохранителей автоматических выключателей, пакетных переключателей вводно-распределительных устройств, щитов и др.), мелкий ремонт электросетей.
Обратите внимание на «ключевые» слова — ЗАМЕНА ЛАМПОЧЕК.
Заявки на устранение неисправности инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления. В случаях, когда для устранения неисправностей необходимо длительное время, заявителя должны письменно уведомить о принятых решениях с указанием срока выполнения работ.
В случае не предоставления услуг (невыполнения работ или выполнения их не в полном объеме, отклонения количественных и качественных показателей от нормативных) исполнитель осуществляет перерасчет размера платы.
В документе «Типовые нормы времени и нормы обслуживания для рабочих и производственного персонала, занятых содержанием жилищного фонда» предусмотрен такой вид работ, как «замена перегоревших электроламп в местах общего пользования (лестничные марши, коридоры и др.)». В этом же документе указан «Перечень уборочного инвентаря и средств уборки, выдаваемых дворнику», в состав которого входят электролампы (по необходимости).
Вот что предусмотрено законами и нормативно-правовыми актами.
А как обстоит дело в реальной жизни? Как правило, при обращении в ЖЭКи одесситы, получают отказ в выполнении работ по замене электроламп в подъезде. Сотрудники ЖЭКов мотивируют свои отказы заменить перегоревшую лампу тем, что замена и стоимость перегоревших лампочек в тариф по оплате коммунальных услуг не включены. И даже ссылаются на Приказ Министерства ЖКХ №150 от 10.08.2004 г.
Сразу обратим внимание читателей на то, что ссылка на приказ №150 является явной дезинформацией. Как раз, в оригинале этого приказа недвусмысленно написано, что замена электроламп входит в перечень работ, проводимых ЖКХ по обслуживанию подъездов, а стоимость ламп учтена в тарифе по обслуживанию подъездов и придомовых территорий.
Более того, замену лампочек в подъезде должны производить без всяких заявок. Ведь мы не делаем заявку на уборку подъезда. Так и замена перегоревших электроламп должна производиться без заявок. И если уж попались нерадивые работники в ЖЭКе, которые этого не сделали своевременно, то по Вашему звонку они должны извиниться за то, что недосмотрели, поблагодарить Вас за «сигнал». И с максимально возможной скоростью заменить лампу… ну, хотя бы для того, чтобы на складе не скапливалось большое количество этих самых ламп, приобретенных за счет жителей дома.
-
Если следовать утвержденным тарифам зарплата дворников должна составлять не менее 20000 гривен.
-
Достаточно зайти во многие подъезды, чтобы убедиться в том, что ЖЭКи не предоставляют необходимого объема услуг. В результате наши дома превращаются в трущобы.
-
Замену электроламп в подъезде работники ЖЭКов должны производить без заявок. И если нерадивые работники ЖЭКа не сделали это своевременно, то по Вашему звонку они должны извиниться за недосмотр и с максимально быстро заменить лампу.
text-align:justify
Вячеслав Владимирович, Вы великий сказочник и утешитель. Любопытно бы узнать, какой реальный минимум услуг принят в Одессе де-факто, что реально мы можем требовать от ЖЭКа. От своего ЖЭКа, к примеру, я не могу даже добиться хоть какой-то уборки территории в зимнее время. А в парадные они заходят только раз в месяц и только для того, чтобы оставить в них счета ГЕРЦ по оплате коммунальных услуг. Счета за них действительно есть, чего не скажешь о самих услугах по СДПТ.
Андрей, даже не читайте эту муру, что они выкладывают. Надо же писать о чем- то .
Андрей… если ЖЭК обязан по договору что то сделать, НО не делает, а вы НЕ МОЖЕТЕ ДОБИТЬСЯ, то… я догадываюсь каким вы способом добивались… пообщались с человеком, который разносил ГЕРЦ?