Уже больше двух лет в управлениях Пенсионного фонда Украины (ПФУ) действует новая форма общения с посетителями — так называемое «Единое окно». Мы решили проверить, как работают такие окна и стало ли пенсионерам удобнее.
Принимают в трех кабинетах
У входа в Управление ПФУ в Малиновском районе Одессы (ул. Космонавтов, 26-а) замечаем многочисленные информационные стенды. Но пенсионеры предпочитают не вчитываться в письменные разъяснения, а сразу отправляются в «Единое окно». Пообщаться вживую, считают, необходимо — у каждого индивидуальный случай, свои ситуация.
Стоит отметить, что «Единое окно» на самом деле разместилось в трех кабинетах. В 106-й кабинет можно обратиться с вопросами по выплате пенсий, в 107-й — по назначению (перерасчетам) пенсии, в 108-й — по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и пенсий за особые услуги. Всего в «Едином окне» на Космонавтов работает восемь человек.
С какими вопросами обращаются?
Как объясняет Ирина Орищенко, заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Малиновском районе Одессы, ежедневно в «Единое окно» обращается от 200 до 250 человек. К сотрудникам ПФУ пенсионеры приходят с вопросами о назначении пенсии, перерасчете. Также здесь запрашивают справки о размере пенсии (которые требуются для различных инстанций) и оформляют пособия на погребение умерших пенсионеров.
Обращаются в «Единое окно» и пенсионеры из Крыма. Как правило, это те люди, которые переехали в Одессу в 2012-2013 годах, но свои пенсионные дела не переводили, потому что выплата пенсии шла через банк и им было все равно, где ее получать. Сейчас ситуация изменилась, и крымчане вынуждены переводить свои пенсионные дела по месту проживания.
По словам сотрудников ПФУ, очень много обращений от работающих пенсионеров или тех, которые закрывают предпринимательство. Связано это с тем, что с введением норм пенсионной реформы, работающим пенсионерам не делают перерасчеты по прожиточному минимуму. Поэтому люди, которые когда-то зарегистрировались предпринимателями, но сейчас не занимаются бизнесом, а значит — не имеют доходов, предпочитают закрывать предприятия. Это позволит им считаться неработающими и даст право на индексацию пенсии и перерасчеты в связи с изменением прожиточного минимума.
В Пенсионном фонде говорят, что наплыв посетителей значительно вырос, когда появилась информация о сокращении на 50% пенсии работающим пенсионерам. Несмотря на то, что эту информацию власти опровергли, люди все равно спешат в ПФУ, чтобы посоветоваться.
— Больше половины вопросов в день именно об увольнении или трудоустройстве, — говорит Ирина Орищенко. — И это очень важно, ведь если человек не сообщит, к примеру, о трудоустройстве, ему начислят лишние деньги. А их же потом придется возвращать.
Помогут профессионалы
В «Едином окне» работают сотрудники, которые проходили специальный отбор.
— Это не только профессионалы, которые знают законодательство, но и в какой-то степени психологи, — уточняет Ирина Борисовна. — Ситуации бывают разные, иногда пенсионеры уже приходят «заведенные», но наши сотрудники всегда переводят беседу в спокойное русло, тактично объясняют, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Стоит отметить, что наше знакомство с работой «Единого окна» пришлось на пик его работы — в 14.00 часов. У кабинета по назначению и перерасчетам пенсии образовалась очередь из восьми человек. Некоторые посетители выражали недовольство, что им приходится долго ждать, хотя общение пенсионера со специалистом занимает не более 15 минут.
В то же время очереди можно избежать, если прийти в Пенсионный фонд в другое время.
Как объясняет Ирина Борисовна, наплыв посетителей обычно в первой половине дня и сразу после обеда. Поэтому если прийти после 15.00, в очереди стоять не придется.
Пообщавшись с сотрудниками ПФУ, мы обратились непосредственно к самим посетителям.
— Я пришла узнать, как пересматривают пенсию, если человек работает. В свои 75 лет мне приходится работать для того, чтобы себя обеспечить. И поэтому любые вопросы в этом направлении меня очень волнуют, — делится пенсионерка Галина Яковлевна.
— Вы не обращайте внимания на эту очередь, — говорит пенсионерка Галина Федоровна, — она сейчас рассосется. И вообще, как пенсионер со стажем могу вас заверить, благодаря «Единому окну» мы экономим нервы и время. Ведь раньше приемными было всего несколько дней. Чтобы решить свой вопрос — приходилось бегать из кабинета в кабинет. Сейчас я знаю, что в любой рабочий день могу прийти в один кабинет, и мне все расскажут!
Когда и где ждут пенсионеров?
Район |
Адрес и телефон приемной |
График работы |
Киевский |
ул. Ильфа и Петрова, 4-а; тел. 749-04-47 |
понедельник-четверг, с 8.30 до 17.30, пятница — с 8.30 до 16.00, |
Суворовский |
проспект Добровольского, 125; тел. 719-43-80 |
понедельник-четверг, с 8.30 до 17.30, |
Малиновский |
ул. Космонавтов, 26-а; тел. 785-35-26 |
понедельник-четверг, с 8.30 до 17.30, |
Приморский |
ул. Ришельевская, 60; тел. 711-76-93 пер. Светлый, 8; тел. 746-58-41 |
понедельник-четверг, с 8.30 до 17.30, |
Примечание. Пенсионеров — жителей Одесской области — консультируют в районных управлениях.
Когда «Единое окно» приезжает на дом?
Воспользоваться преимуществом «Едином окна» могут и люди с ограниченными физическими возможностями и слабоходящие (например, люди пожилого возраста, которые не являются инвалидами, но малоподвижны и передвигаются только по квартире).
В таком случае в управление Пенсионного фонда может обратиться доверенное лицо пенсионера или инвалида, либо же человек может сам позвонить в управление и сообщить, что хочет встретиться с работником ПФУ. После этого инспектор посетит человека на дому.