Контролируется ли качество природного газа, поступающего в квартиры одесситов?

Приходят холода — начинается борьба за тепло в квартирах и домах, растут жалобы на работников ЖКХ. Процесс этот стал достаточно привычным и для одесситов, и для коммунальщиков. Здесь нет «черного» и «белого», правых и виноватых. Здесь правы все, но у каждого — своя правда. Коммунальщики требуют своевременной оплаты, потребители — качественного обслуживания… А тем временем январь 2014 года принес украинцам повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По данным Госкомстата ,«подросли» на 0,3% тарифы на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива. На 1,4% повысилась стоимость сжиженного газа, на 1,3% — оплату за горячую воду и отопление. Потребители услуг ЖКХ внимательно следят за колебаниями цен и, естественно, стремятся анализировать работу исполнителей услуг. Под пристальным вниманием находится и Публичное акционерное общество (ПАО) «Одесагаз».

Коммунальный газопровод

Отношения потребителей и сотрудников «Одессагаз» — это улица с двусторонним движением, где каждый участник движения обязан быть вежливым. Нарушения правил могут стать причиной трагедии. В законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» эти правила регламентированы. В Законе, к примеру, оговаривается, что потребители «обязаны допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя (производителя) …для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических обзоров и проверки показателей средств учета».

В этом же законе определены и обязанности поставщика услуг ЖКХ, который «обязан содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры относительно ликвидации аварийных ситуаций, устранения нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством».

В настоящее время сегмент ЖКХ — газоснабжение — регламентируется 16(!) законами и постановлениями различных министерств и ведомств. Для потребителей бытового газа, без сомнения, главными являются «Правила по предоставлению населению услуг по газоснабжению» и «Договор о предоставлении услуг по газоснабжению».

Итак, что может проверить в вашем жилище представитель «Одессагаз»?

В первую очередь, наличие и исправность работы счетчика. А кроме того, также правильность эксплуатации газовых приборов — плиты, АГВ, котлов для отопления и обогрева и так далее.

Потребление по приборам

Установка газового счетчика значительно экономит средства семейного бюджета. Анализ платежей населения за потребленный природный газ показывает, что экономия семейного бюджета при наличии газового счетчика только за один отопительный сезон может составить:

   * при площади домостроения до 100 м2 – от 300 до 600 грн.;

* при площади домостроения свыше 100 м2 – от 1000 до 1500 грн.

Согласно закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» счетчики устанавливаются за счет ПАО «Одессагаз» из средств целевой надбавки к тарифу транспортировки и средств государственного бюджета, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Учет потребления газа в квартирах и частных домах, где газ используется комплексно (в том числе для отопления), должен проводиться с 1 января 2012 года. В квартирах и домах, где газ используют для подогрева воды и приготовления пищи — с 1 января 2016 года. В жилье, где газ подведен только к газовым плитам — с 1 января 2018 года. Для прочих потребителей — с 1 июля 2011 года.

В случае отказа абонента от установки счетчика газа, горгаз обязан прекратить подачу газа соответствующие сроки. При отказе потребителя от установки прибора учета газа оформляется соответствующий акт. В случае, если абонент желает установить счетчик за собственные средства, им составляется об этом заявление и передается в РЭС. Установка счетчика производится после заключения договора, составления эскиза и предоплаты.

Для установки прибора учета газа владелец домостроения должен обратиться с заявлением в районную абонентскую службу ПАО «Одессагаз» по месту жительства.

Договор на установку газового счетчика за счет предприятия заключается только с владельцем домостроения (квартиры), либо с доверенным лицом (на основании нотариально заверенной доверенности), либо с пользователем (на основании договора аренды).

Для заключения договора абонент должен предоставить гражданский паспорт, техпаспорт БТИ и абонентскую единую расчетную книжку. Потребители, которые ранее были отключены от системы газоснабжения за долги по оплате за потребляемый газ, также могут обратиться в абонентские службы с заявлением на установку счетчика газа, при условии погашения задолженности или заключения договора о реструктуризации долга.

На счетчике

Мастер РЭС созванивается с абонентами, где заключены договора на установку счетчика, согласовывает дату установки. В случае обнаружения работниками газовой службы отступлений от проекта (самовольная реконструкция, замена приборов и т.д.), счетчик устанавливается только после устранения выявленных нарушений.

После выполнения работ по установке и пломбировке счетчика потребитель проходит обязательный инструктаж по безопасному пользованию газом в быту и эксплуатации газового счетчика.

После установки счетчика в течении 5-ти дней производится смена расчета за потребляемый газ.

Государственная поверка бытовых газовых счетчиков производится:

·        для счетчиков мембранного типа — 1 раз в 8 лет;

·        для счетчиков роторного типа -1 раз в 5 лет.

По истечении межповерочного периода абоненты обязаны сдавать газовые счетчики на поверку в лабораторию ПАО «Одессагаз». Абонентская служба предприятия уведомляет потребителей письменным извещением о времени сдачи счетчика на государственную поверку. Демонтаж и монтаж газового счетчика осуществляется только работниками «Одессагаз», и производятся за счет средств предприятия.

Во время отсутствия газового счетчика в период осуществления государственной поверки или ремонта, оплата услуг по газоснабжению потребителями производится согласно установленных законодательством норм потребления и цены на газ.

В случае отказа от снятия газового счетчика на государственную поверку — начисление за потребленный газ также производится по действующим нормам и тарифам.

Потребитель обязан обеспечивать сохранность и целостность газовых счетчиков и пломб на них, беспрепятственно допускать сотрудников горгаза для проверки показаний счетчиков, наличия и целостности пломб.

В случае нарушения заводских пломб и/или пломб ПАО «Одессагаз», а также целостности счетного механизма и корпуса счетчика, повлекших за собой остановку или изменение метрологических характеристик, потребитель несет ответственность в соответствии с законодательством.

  Ремонт бытовых газовых счетчиков осуществляется специалистами ПАО «Одессагаз» по заявкам потребителей. Услуги по ремонту оплачиваются потребителем по утвержденным тарифам. Срок ремонта счетчика – не более 1 месяца с момента оформления заявления на ремонт.

Неконтролируемое качество

Можно ли проверить качество бытового газа? Теоретически, можно. Но практически эта операция в Украине не проводится нигде и на бытовом уровне это сделать невозможно. Более того, категорически запрещены любые самостоятельные отборы проб — это опасно, поскольку метан с воздухом образует взрывоопасную смесь.

Контроль параметров газа в настоящее время осуществляют лишь крупные потребители газа. Остальные при расчетах используют данные газоснабжающих организаций. Иначе говоря, качество предоставляемой услуги (газ, как ни странно, до сих пор не товар, а услуга) почему-то контролирует не государство, не органы местного самоуправления, а сам газовый монополист. Удобно, не правда ли?

Все попытки экспертного сообщества изменить такое положение дел успехом пока не увенчались. До настоящего времени в Украине качество природного газа для населения регламентируется еще советским ГОСТом, согласно которому калорийность этого топлива должна быть не меньше 7600 кКал/куб. м. И проверяться этот показатель, согласно тому же стандарту, должен ежемесячно.

В Украине в отличие от большинства европейских стран объемы потребленного газа исчисляются в метрах кубических. В Европе объемы измеряются в энергетических единицах — МДж или кВт, т. е. осуществляется пересчет потребленного газа с учетом его теплотворной способности.

Парадокс — получая услугу в виде бытового газа население не имеет возможности проверить его качество.

Бытовые газовые счетчики, которые бы проверяли калорийность газа, то есть его способность создавать тепло, в мире не производятся. Фиксируется только потребленный объем. В Германии приборы, проверяющие калорийность газа (хроматографы) обязательно стоят на всех газораспределительных пунктах. В Украине не то что на распределительных пунктах, но и на крупных газораспределительных станциях, через которые облгазы и ПАО получают газ из магистральных труб, нет системы проверки качества. И поскольку самостоятельно проверить калорийность газа потребитель не может, у поставщика возникает соблазн «накрутить» ему объем.

Сегодня известны два основных способа такой «накрутки». Во-первых, это добавление в природный газ азота, при упоминании о котором работники газоснабжающих организаций перестают общаться. Во-вторых, это так нажываемый «влажный» газ. Если газ имеет повышенную влажность, то его коэффициент полезного действия падает, а потребление возрастает. Такой газ поставшик должен «просушивать» на специальном оборудовании, удаляя лишнюю влагу. Но делает ли он это?

Эксперты хорошо знают путь перехода от учета количественных параметров потребленного газа к его качеству. Начинать надо с того, чтобы в Украине появилось четкое определение «качества газа», соответствующее современным европейским требованиям, а не упомянутый советский ГОСТа 1987 года, которым сегодня прикрываются все газовики, и по которому совсем не возбраняется добавлять в газ азот.

Следует сделать доступной и возможность независимой экспертизы бытового газа без участия заинтересованных сторон. И возложить на поставщиков серьезную ответственность за несоблюдение показателей по качеству газа.

Необходимо учитывать и тот факт, что некачественный газ поставляется не только населению, но и теплоснабжающим организациям. Сегодня требуется создавать единую систему контроля качества газа. В противном случае, даже всего бюджета Украины не хватит, чтобы оплатить долги населения и теплокоммунэнерго.

Где вам помогут?

«С заботой о каждом абоненте» — девиз контактного центра «Одессагаз», который начал работать 1 июля 2013.

Его работа не ограничивается сугубо диспетчерской функцией — приемом и выполнением заявок. Контактный центр стал тем подразделением «Одессагаз», который практически всегда первым контактирует с клиентом и охватывает все вопросы, касающиеся непосредственно основных и дополнительных услуг компании. 

По многоканальному телефону (048) 711-12-14 вы можете бесплатно получить профессиональные советы и помощь. Контактный центр работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. 

Вячеслав Воронков

Share

View Comments

  • Качество газа отвратительное. А тарифы слепо подымают, и еще о какой то предоплате говорят, такое ощущение, что эти дебилы живут своей жизнью , а народ своей.О платежеспособности населения даже не думают.Теплоотдача газа плохая видимо чем то бодяжет и я должен за это платить бешенные деньги с пенсии .Надо гнать их всех в шею.

  • Теперь в ваше жилье может проникнуть любой незнакомец со словами:"Я из горгаза". Корочку легко подделать, конституционные права граждан нарушены. Всех теперь впускай в принудительном порядке в свой дом. теперь квартира - проходной двор, то проверяют с водоканала, то горгаз, то облэнерго. Народ, что воши. Молчи, а то раздавим.

  • пока газ был шаровой....то он был просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!!! ...как подорожал....то сразу как то стал ну какой то... не такой..

  • Газ бодяжат и это нормально, надо-же как-то бабки косить, а вот теперь самое интересное, всех посадили на счётчики и начали бодяжить они крутят бабки капают, а без счетчика - будешь бодяжить значит себе в убыток. Т.е отопить небольшой дом примерно 200 куб(бодяженого газа) при темп внутри 18-20С, без учета считают те же 200куб только темпер внутри 22-24С вот и весь прикол.

Recent Posts

  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Реабилитация за свой счет: почему ветераны остаются один на один со своими проблемами

Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More

2024-11-22
  • Статьи

В Одесском педуниверситете большие конкурсы: что еще изменилось в вузе во время войны

Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More

2024-11-22
  • Новости

Спуск Виталия Блажко (Маринеско) закрывают на ремонт: как будут ходить автобусы и трамваи

На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22