Новости Одессы и Одесской области

Легенды: Джеймсы Бонды с одесской пропиской. Часть III

Сидней Джордж РейлиИэн Флеминг признавался, что именно Сиднею Рейли и никому другому своим рождением обязан его агент 007 Джеймс Бонд. Каких только имён не носил этот одессит в своей бурной жизни: Георгий Розенблюм, он же ST.1, он же, (Соломон), он же Педро, он же химик С. Штерн, он же сотрудник ВЧК Релинский, он же купец Константин Массино, он же антиквар Георгий Бергман, он же торговец Николай Николаевич Штейнберг. И последнее имя — «№73» по номеру камеры, своего последнего земного пристанища.

Реальный Рейли

По версии книги «Век шпионажа» родился наш ST.1, т.е. будущий Сидней Рейли, 24 марта 1873 г. под именем Шломо (Соломон) Розенблюм в Херсонской губернии. Кто реально был его отцом, разобраться крайне трудно. То ли он был незаконным сыном Полины (Перлы) и доктора Михаила Абрамовича Розенблюма, а реальным его отцом был двоюродный брат доктора Григорий (Герша) Розенблюм. То ли мать часто болела, и наблюдал её выписанный из Вены доктор, который оказался новатором и лечил женщин по особой методике, правда, не им изобретённой и давным-давно известной. Короче, Георгий был внебрачным сыном венского доктора. Одним словом, Фрейд со своими инстинктами просто отдыхает.

Но однажды эту головоломку захотелось распутать рогоносцу-папаше, для чего он даже купил револьвер. В общем, любящей матери, любящей непонятно что больше — детей или процесс их производства — пришлось подальше от греха и от револьвера перебираться в Одессу, где она с младенцем-сыном поселилась в доме № 15 на Александровском проспекте. В общем, биография идеально запутана, как и должно быть у настоящего шпиона.

Учился Георгий в 3-й одесской гимназии, поступил на физмат Новороссийского императорского университета, но пробыл там недолго — за какие-то грешки, вроде бы политические, был исключён. А тут, читая газету, он наткнулся на маленькое объявление, которое изменило всю его жизнь. Это была заметка о наборе рабочих в этнографическую экспедицию. Георгий пришёл по указанному адресу, и спустя месяц вместе с десятком других рабочих уже прорубал дорогу в дебрях Бразилии. Там и началась его карьера разведчика. Начальником экспедиции был некий майор Фрезерджил, не спешивший оповещать бразильские джунгли, что служит в СИС («Сикрет Интеллидженс Сервис»), т.е. английской разведке. Вот он-то и открыл Рейли всю сладость шпионажа.

Быстро и без головной боли

В 1897 году наш герой был переброшен в Лондон, началась карьера секретного агента Её Величества Сиднея Джорджа Рейли. Работа была почётной, но не самой прибыльной. Пришлось искать, где бы чего урвать на стороне. Голову ломал недолго: профессиональный шпион по совместительству стал профессиональным обольстителем, что было ещё увлекательней. Да и не обременительно: просто требовалось находить в высшем обществе молодых красавиц, состоявших в браке с богатыми стареющими джентльменами, заводить с ними романы, а потом…

У богатого священника Хью Томаса заболела молоденькая жена Маргарет. Ничего страшного — просто головные боли, справиться с которыми ей помогал владелец фармацевтической фирмы некий Розенблюм. Пара его таблеток (важная деталь — на ночь) снимала любую головную боль, включая и такую: не пора ли молодой жене делаться молодой вдовой. В общем, у талантливого химика нашлась таблетка и для богатого мужа. А когда оказалось, что химик вообще легко подделывает любой почерк, то написать липовое заключение о смерти старика было вообще плёвым делом.

А тут подвернулось новое увлекательное дело. В 1898 году все западные губернии России были буквально наводнены фальшивыми рублями, качество которых оказалось столь высоким, что невозможно было отличить их от настоящих без специальной аппаратуры. Начальник парижского отделения царской охранки Пётр Рачковский сумел установить, что эти фальшивые деньги поступают в Россию из Лондона, и печатают их, вы уже догадались, на вилле члена Британского химического общества какого-то Розенблюма. Получалось, что тот в одиночку поставил под угрозу всю российскую экономику. Назревал громадный международный скандал. Вот тогда в паспорте агента Розенблюма появилась новая фамилия Сидней Рейли, и оказалось, что он британский подданный ирландского происхождения, женатый на вдове Маргарет Томас. Надо было скрыться, причём, в такое место, где бы русской полиции не пришло в голову супругов искать. Идеальным местом была… Россия. Конкретно Порт-Артур на Дальнем Востоке.

Так Сидней и Маргарет оказались в Порт-Артуре. Город был центром международного шпионажа, и Рейли чувствовал себя там, как рыба в воде. Он быстро установил нужные связи и стал продавать японские секреты России, а российские — Японии. Делалось это с ведома английской разведки, операция получила кодовое название «Гамбит». В общем, точные планы фортификационных сооружений крепости и бухты, где стоял российский военный флот, японцы получили от Рейли. За это он за несколько дней до начала войны 1904 г. был предупреждён японцами и бежал, впопыхах забыв жену, в ещё более надёжное место — в Санкт-Петербург, сделавшись антикваром, коллекционером, а по секрету помощником военного атташе Великобритании.

Жена Маргарет, видимо, была достойна мужа, по крайней мере, обладала навыками оперативного сыска. Вскоре она нашла его в Петербурге, причём, в весьма оперативном месте — в постели очаровательной Нади Залесски. Она пригрозила на следующий же день пойти в полицию и рассказать о второй, секретной профессии мужа. Чтобы утрясти недоразумение, муж пригласил её на ужин в «Асторию», но, очевидно, она съела что-то несвежее, и её нашли утром мёртвой. Короче, фармакологические познания Рейли с годами не стали слабее.

Top Secret по-одесски

Шпионаж в России сделался для Рейли приоритетным направлением, определявшим круг знакомств. Например, с Григорием Распутиным, через которого получал информацию о настроениях в царском окружении. Хотя при феноменальном чутье назревшую революцию Сидней как-то проморгал, за что, видимо, и возненавидел. Мотался по всем фронтам от Деникина до Каледина.
В Петрограде он выполнял поручение главы английской дипломатической миссии в России Локкарта: осуществить общее руководство заговором против большевиков. Рейли существенно поменял план заговора, придумал пикантный финал на случай удачи: главных большевиков Ленина и Троцкого не убивать, а опозорить — провести через Москву без штанов.

Рейли с очередной женой ПепитойКоординирует мятеж левых эсеров 6 июля в Москве. Об этом становится известно ЧК. В такой ситуации просыпается дремавшая тяга к родным пенатам. В феврале 1919 года он снова в Одессе, на сей раз в белой. «С бывшими царскими офицерами налаживать контакты легко и приятно», — это признание самого Рейли. Никто и не спорит, ведь «налаживание контактов» выражалось в безостановочной многомесячной попойке с высшим командным составом белой армии — а это было для Рейли привычной кадровой работой. Но другие обязанности он тоже не забывает. В редкие часы между пьянством и похмельем ему удаётся во всех крупных городах на юге России создать сеть конспиративных квартир. И эти квартиры, между прочим, не пустуют — в каждой из них живёт одна из любовниц Рейли. К тому моменту, как утверждают биографы, конспиративных квартир у него было около сотни, и при этом пять раз был женат — это же какое надо иметь здоровье для такой конспирации!

Поразительно: шпион как правило не афиширует свою персону, старается слиться с окружением. Рейли перечеркнул все писанные законы. Не боялся быть в центре событий, не боялся сверкать. Уже этим доказал, что одесские гены бушевали в его крови.

Мало кто знает, что Рейли стоял у колыбели российского воздухоплавания. В своё время стал близким другом своего земляка Сергея Уточкина. Именно на деньги Рейли был организован знаменитый, вошедший во все учебники истории перелёт «Петербург—Москва». Какое моральное, а, главное, военное значение этот перелёт имел в те годы для России! Но большая часть аэропланов разбилась, так и не долетев до цели. Пытались даже учредить следствие для выяснения причин, почему такое фиаско потерпела Россия? Но чёткого ответа следствие не дало. А надо было читать английские газеты, где сообщалось, что ровно через месяц Сиднею Джорджу Рейли заочно присвоено звание офицера воздушных войск Великобритании. Никаких мыслей это не рождает?

Александр Якушев (артист И. Горбачёв), глава изобретённой в ОГПУ «монархической» организацииНо у особо талантливых шпионов есть ахиллесова пята — они прокалываются на ерунде. ОГПУ придумало монархическую организацию «Трест», которую возглавил «жуткий контрреволюционер» А. Якушев, мотавшийся по заграницам, приглашая ненавидящих большевиков лидеров эмиграции в Москву, чтобы убедить, каких невероятных успехов достигла подпольная борьба «Треста». Так попал в Москву Борис Савинков. И был расстрелян. Такое же приглашение получил и Сидней Рейли. Не устоял. Приём ему был оказан самый тёплый, а уж расстрел — просто роскошный.

Этель Лилиан Войнич, автор романа «Овод»Проработавшая два года гувернанткой в России Этель Лилиан Войнич призналась, что писала своего «Овода» с Рейли. Личный друг Уинстона Черчилля был очень замкнутый и неожиданно откровенный. Очень умный, очень образованный, на вид холодный и необыкновенно увлекающийся. Для друзей своих, очень редких, он был своим человеком, закрываясь, как ставнями, перед посторонними. Одесситы такими не бывают, но, возможно, и такие тоже нужны.

Джеймсы Бонды, коллективный портрет с литературным отцом Иэном Флемингом

Легенды: Джеймсы Бонды с одесской пропиской. Часть II

Валентин Крапива

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Попандопало
Попандопало
11 лет назад

Считаю, что в Одессе надо поставить ему памятник, желательно в исторической части города. Заодно неплохо бы назвать улицу в Одессе, типа «Шломо Розенблюм, агент 007».

Андрей
Андрей
11 лет назад

Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменён лишением свободы на 10 лет.
Вот что пишет Википедия о Савинкове. Не был он расстрелян, не был. В. Крапива, как всегда, вольно обращается с историческими фактами.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции